Окно сделай в ковчеге

Подраздел для юношества

Еженедельник Галь Эйнай «Нифлаот», Ноах, 81

Ноах и его семья бегут в ковчег, чтобы спастись от потопа, и мы тоже присоединимся к ним. Так что друзья, закатайте рукава, потому что вместе с Ноахом мы идем сегодня строить ковчег и входить в него. Правда, Б-г обещал, что больше не будет потопа, и даже заключил с нами для этого завет радуги, но потоп другого рода может несомненно нас встретить. В конце концов, Тора вечна, и поэтому все, что в ней говорится, верно для меня, для тебя и для каждого из нас и сегодня.
О каком потопе я говорю? О потопе хлопот. Наша голова занята миллионом вещей, и иногда из-за множества занятий мы можем забыть главное. И поэтому, чтобы спастись от такого потопа, нам нужно построить тэва. Тэва на святом языке — это не только ковчег или другой закрытый резервуар, но и название для слова, состоящего из букв.
Говорит святой Бааль-Шем-Тов, что, когда на улице шторм, потоп, мы должны войти в слова Торы и молитвы – «войди в тэва» – углубиться в них, и таким образом спастись от опасностей снаружи.
Осветить слова
Что ж, если строить ковчег, то нужен план, чтобы построить его, не так ли?
Давайте посмотрим на оригинальный ковчег Ноаха: прежде чем построить ковчег, Ноах получает от Творца руководство с подробным описанием длины, ширины и высоты ковчега. Форма крыши и количество этажей также включены в план. Но нас интересует именно следующая заповедь: «Окно-цоhар сделай в ковчеге».
Что это за «цоhар»? Раши в своем комментарии цитирует два мнения: «Некоторые говорят, что это окно, а некоторые говорят, что драгоценный камень, который их освещает». Так или иначе, название «цоhар» отображает его назначение — освещать. «Цоhар» — одно из многих имен света (например, «зоhар», «баhор», «тоhар», «ноhар» и многие другие), и оно связано с сильным светом, который проникает и освещает тьму. Это причина того, что наиболее активные солнечные часы мы называем полуденными (цоhораим). Для нас, и для ковчега, который мы строим, есть у этой заповеди большая важность. Молитву можно прочесть быстрым шепотом, но ясно, что такую вещь трудно назвать молитвой. Истинная молитва, исходящая из глубины нашего сердца, произносится с живостью. Чтобы живо молиться и учиться, мы должны осветить молитву и учебу и построить для них цоhар.
Три камня, шесть домов
Как вы думаете, сколько домов можно построить из трех камней? Странный вопрос … Итак, прежде чем мы начнем строить цоhар, мы должны сделать краткое введение о камнях и строительстве домов: Если тэва на святом языке означает «слово», то камни, которые строят и составляют одно и то же слово, являются буквами этого слова. Самое короткое слово — слово, состоящее всего из двух букв-камней, как имя нашего героя главы נחֹ.ַ Я могу взять эти два камня и разложить их также в обратном порядке, и тогда я получу слово חֵן-симпатия (и действительно: «Ноах обрел благосклонность» (“נחֹ מָצאָ חֵן“) в глазах Б-га) . Каждый из двух слов, которые я получил, называется домом (בַּיִת), и это говорит мне, что два камня на самом деле могут построить два дома.
Сколько домов можно построить из трехбуквенного слова? Вместо того, чтобы гадать, возьмем для примера наше слово: «цоhар, צהַֹר», который мы заинтересованы установить в строящемся нами ковчеге.
Метод заключается в следующем: возьмем первую букву [букву צ] и прикрепим к ней две оставшиеся буквы [רה вместо הר], и таким образом получаем два разных слова: полдень и скорбь (צהַֹר וְ־צרָָה). Обратите внимание, что это те же буквы только в разном словосочетании.
Теперь я могу перейти к следующей букве в строке [буква ה] и поместить ее в начало слова. После этого я поставлю остальные буквы [буквы צר] в двух возможных комбинациях [ צר ו־רץ], таким образом вы получили два слова: в завершении я повторю в третий раз упражнение с третьей буквой в слове [буквой ר], а затем я получу два слова и слова רָצהָ וְ־רַהץַ. И подведем итог:
א. צהַֹר
ב. צרָָה
ג. הצַַּר
ד. הרֵָץ
ה. רָצהָ
ו. רַהץַ
Это упражнение по строительству шести домов (слов) из трех камней (букв) на языке внутренней Торы называется «тайна комбинации». Конечно, это также можно выполнить для слов большей длины, состоящих четырех или пяти букв, а тогда число полученных слов возрастет.
Прокручивать комбинации
Как вся эта практика соотносится со צהַֹר, который мы хотим построить, к нашим словам Торы и молитвы? Как мы осветим их и поможем им выйти из нас с большой живостью?
Наш учитель Бааль-Шем-Тов объясняет: Сделать צהַֹר из слова означает взять слово и прокрутить его, используя все те комбинации, которые мы узнали. Например, в слове «צהַֹר» есть две буквально противоположные комбинации. С одной стороны, есть вторая комбинация, «беда,»צָרָה , смысл которой, кажется противоположным благу. Следующая после него комбинация «הַצַּר, узкий» также напоминает нам о злом Амане, «человеке злом и враге». С другой стороны, есть наша первая комбинация, слово «׳צהַֹר׳, полдень», комбинация, которая выражает свет и то добро, которое существует у того, кто уже вышел из узкого и темного места. Эти две комбинации учат меня о предстоящей задаче: очевидно, мне надо превратить «беду» в «полдень», тьму в свет.
Как? Я должен использовать пятую комбинацию «хотел, רָצָה» и выяснить, чего хочет от меня Б-г. В конце концов, Б-г не просто так доставил мне эти неприятности (беда, צָרָה), он определенно хочет, чтобы я вышел из этого, усилив свое желание быть с ним связанным. И как мне это сделать? Конечно, со всей мощью и в самым быстрым бегом (ריצה), поэтому я также могу использовать четвертую комбинацию «הָרֵץ»!
Закончили? Тэва построена? У нас есть цоhар и он светит? Пришло время выйти из Тэва! «Выйди из ковчега», — приказал Б-г Ноаху и указал ему на цель. По сей день ты заботился о себе и своей семье. Теперь вы должны выйти и осветить весь мир светом веры!
Да удостоится мы озарить словами нашей Торы и молитвы весь мир!
Рази

Еженедельник Галь Эйнай «Нифлаот», Ноах, 81, стр.37-39

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.