Замкнутая глава

Золото Шломо главы Ваехи (81)

Толкования рав. Гинзбурга на Раши

И жил Яаков на земле Египетской семнадцать лет. И было дней Яакова, лет его жизни, сто сорок лет и семь лет. 

и жил Яаков. Почему эта глава «замкнута» (т. е. начинается на той же строке, на которой завершается предыдущая; более того, даже интервал в девять букв не отделяет его от предыдущего)? Потому что вскоре после смерти нашего отца Яакова глаза и сердца (сынов) Исраэля «закрылись, замкнулись» из-за бед порабощения, когда их начали порабощать. Другое объяснение: (глава «замкнута»), потому что (Яаков) пожелал раскрыть своим сыновьям конец (т. е. срок конечного избавления, см. толкование к 49, 1), но было «закрыто» от него [Берешит раба 96].

Источник слов Раши находится в Мидрашах[1], где дается еще одна причина замкнутости главы: «потому что все проблемы мира его оставили». И термин «глава» на языке мудрецов относится к разделению глав при написании свитка Торы — когда открытая глава начинается в начале строки, а закрытая глава начинается в середине строки (после свободного пространства из девяти букв)[2]. Но в стихе «И жил Яаков» вообще нет перерыва в свитке Торы, ни открытая глава, ни закрытая глава. Если так, то «эта глава закрыта», что означает «следовало бы там сделать перерыв» (язык Рама), и поэтому начало чтения было определено здесь, и это единственное чтение в Торе, которое начинается вообще без перерыва[3] (согласно Раму и Гур Арье, и другим). Или что «эта глава замкнутая», то есть является «главой», представляющей определенную тему в Торе (как это принято на языке мудрецов говорить «глава» по разделению разных тем, глава такая-то[4]), и вся глава Ваехи называется «глава», «недельная глава» в соответствии с разделением принятого чтения по субботам, то, что обычно мудрецы называют отдел или серия[5], и глава Ваехи полностью «замкнутая» — перед ней нет никакого перерыва в написании.

Первая причина замкнутой главы по Раши, в том, что, когда Яаков умер, глаза и сердце Израиля закрылись от страданий порабощения. Несмотря на то, что в книге Шмот Раши написал, что пока жили племена (сыновья Яакова), рабство не начиналось[6], в любом случае, уже после смерти Яакова началась «мягкое» порабощение, работа, которую делали также египтяне, чтобы показать свою симпатию царю, и сыны Израиля сожалели об этом, потому что понимали, что оно вызовет тяжелое рабство в дальнейшем, будущие «страдания тяжкого рабства» (Рам).

Относительно второй причины, которую приводит Раши, что Яаков хотел поведать о грядущем времени и это сокрылось от него, Раши объясняет позже в стихе: «Соберитесь и я возвещу вам то, что случится с вами в грядущие времена» — «Он желал раскрыть конец (срок конечного избавления), но Шхина устранилась от него, и он стал говорить другое». И, казалось бы, затруднительно (понять) 2 причины: почему намек на «закрытие» находится здесь, а не позже, в истории смерти Яакова или, когда он позвал своих сыновей и пожелал возвестить им о грядущих временах? И объясняют комментаторы: А. В этом стихе «краткое изложение» всей жизни Яакова, «и было дней Яакова лет его жизни» и т. д., И поэтому это относится к тому, что произошло сразу после его смерти, и к тому, что он благословил перед своей смертью. Б. Признак закрытой главы заметен, но именно тогда, когда он появляется вначале, в месте, в котором обычно бывает конец предложения.

И Ребе добавляет к объяснению[7]: Общее содержание каждой главы — это события, связанные со смертью Яакова, поэтому Раши не привел в Мидраше третий комментарий: «потому что все проблемы мира его оставили», имея в виду, что жизнь Яакова в земле Египетской была наполнена семейной отрадой. И хотя стих в начале говорит о жизни Яакова, а также название всей главы — «И жил» (и, как известно, название главы связано с ее содержанием) — потому, что именно перед смертью Яакову открылась настоящая жизнь! То есть «жизнь» означает вечное существование без изменений: «и Ãвайе Б-г истинный, и Он живой Б-г», и к созданиям также относится концепция жизни, чем больше они привержены к Б-гу: «А вы, сохранившие верность Ãвайе, Б-гу вашему, живы и сегодня»[8]. Поэтому, когда мы видим, что Яаков, даже находясь в Египте, «срамном месте земли», полностью соблюдал Тору и мицвот, и, после того, как мы видим, что «его ложе (его потомство) было без порока» (как говорит Раши ниже: «и поклонился Яаков к изголовью ложа… за то, что его ложе (его потомство) было без порока«), и тогда задним числом оказалось, что все его годы были годами «и жил Яаков». И даже больше открылась жизнь Яакова при его смерти, потому что «Яаков, наш отец, не умер» (как позже прокомментировал Раши на стих: «И скончался он и приобщился»), поскольку его жизненность продолжается у его сыновей: «поскольку живо его потомство, то жив и он» (согласно сути слов Ребе).

Явление «это глава замкнута», означает, что нет разделения между главами, подразумевая, что главы Ваигаш и Ваехи соединены. И здесь необходимо уточнить, что сказано в книге Зоар, что существует «Ган Сдарим Деорайта»[9] («53 раздела в Торе»), хотя на практике есть 54 раздела в Торе (Дан Сдарим Деорайта)! По этому поводу были высказаны различные объяснения, но проще всего сказать, что главы Ваигаш и Ваехи считаются одним целым.

Три причины блокировки

Первая интерпретация Раши, что блокировка возникает из-за проблемы страданий в рабстве, — это четкая интерпретация смирения, рабства. Вторая интерпретация, согласно которой грядущие времена заблокированы и исчезли, является интерпретацией разделения, в сущности, грядущие времена отделены и не могут быть обнаружены. В то время как третий комментарий в Мидраше: «потому что все проблемы мира его оставили», конечно, против гармонизации (и таким образом, здесь есть полная серия «смирения, разделения и гармонизации», согласно модели Бааль-Шем-Това):

Этот комментарий полностью связывает главу Ваигаш с главой Ваехи (как указано выше, они являются одним «разделомю» из 53-х разделов в Торе — когда последний стих в Ваигаш гласит: «И поселился Исраэль на земле Египетской, на земле Гошен, и вступил во владение ею, и плодились они и умножались весьма» — проживание в счастье и довольстве, когда сыны Израиля собираются вместе в любви и выбирают добрые искры, рассеянные в Египте[10].

Два толкования Раши о сокрытии грядущего мира связаны друг с другом и объясняют отношения между Яаковом и его сыновьями: Согласно первому толкованию, глаза и сердца сынов Израиля закрылись, то есть, сыны Израиля зависели от Яакова (пока он жил в этом мире), благодаря ему удерживаясь на высоком Б-жественном уровне, поэтому, после того, как он умер, они упали с этого уровня. Но во второй интерпретации нужно понять, откуда берется «блокировка». И в Гемаре[11], говорится, что, когда Шхина отошла от Яакова, он опасался: «как бы, не дай Б-г, моем ложе не оказалось с изъяном», то есть, Яаков приписывал дефект своим сыновьям! Но его сыновья повторяли ему: «Слушай, Израиль … подобно тому, как в твоем сердце есть только Один, так и в нашем сердце есть только Один». Если да, то почему Шхина на самом деле отошла от него, в чем причина? И нужно сказать, что Шхина отошла от Яакова, потому что его сыновья не смогли удержаться на должном уровне после его смерти, будучи зависимыми от него, как объясняется в первом комментарии Раши. То есть в настоящий момент в сыновьях нет никакого изъяна: «в наших сердцах только Один», но у них есть порок в потенциале, дефект, который обнаружится после смерти Яакова, и поэтому грядущие времена им не могут быть открыты. Глаза Яакова открыты, и со своей стороны он может видеть грядущие времена, но они могут быть видны только тем, чьи глаза также в сущности открыты — а поскольку глаза сынов Израиля будут закрыты после смерти Яакова, — он не мог открыть им грядущие времена и Шхина отошла от него[12].

Скрещивание рук

И протянул Исраэль правую руку свою и возложил на голову Эфраима, а он младший, и левую руку свою на голову Менаше. Вразумил он руки свои, ибо Менаше первенец. 

букв.: вразумил руки свои. Согласно Таргуму, умудрил их — с разумением и мудростью направил он руки свои для того, и обдуманно. Ибо он знал, что Менаше — первенец, но несмотря на это не возложил свою правую руку на него.

Раши интерпретирует שִׂכֵּל (скрестил) как язык שֵכֶל, мудрость, мудро руководил своими руками, как будто вложил мудрость в свои руки («скрестил» — это глагол, который не мог быть сам по себе, и нуждается в дополнениях), а не то, что складывание рук по диагонали называется скрещиванием (как у других комментаторов[13]). И то, что написано «потому что Менаше старший», нужно растолковать: поскольку скрещивание руки было, несмотря на то, что Менаше был первенцем, а не потому, что он был первенцем! И Рава истолковал: «потому что Менаше старший», то есть, хотя он был первенцем, но Раши не хотел интерпретировать так, потому что есть четыре перевода слова  — כי(как Раши говорит в других местах[14]) и это не одно из них. Следовательно, Раши интерпретировал: «потому что он знал, что Менаше старший» (добавил слова «он знал»), т.е. действие Яакова было мудрым и преднамеренным, а не по незнанию, так как он знал, что Менаше старший, и все же сделал наоборот (согласно Раму)[15]. И еще одна интерпретация: Яаков оставил место Менаше справа от себя и только перекрестил руки, потому что Менаше старший и заслуживает быть справа (Хизкуни и другие, но не похоже, что это намерение Раши).

На внутреннем уровне[16], скрещивание рук означает влияние, спускающееся и продолжающееся с одновременным изменением обычного порядка. Здесь Эфраим и Менаше уподобляются ногам — ибо «сын – нога отца», и, как говорилось ранее: «и отвел Йосеф их от колен его» — оказывается, что скрещивание рук влияет на ноги. А это значит: в целом, в системе сфирот есть правая линия и левая линия (и между ними — средняя линия) и продолжение влияния может быть двумя способами: либо справа направо и слева налево, либо по пути «диагонального» пересечения справа налево и слева направо, «ахлифу духтайhу«, это тайна «скрестил свои руки (другой вариант: вразумил он руки свои)». Обе руки – меры (эмоции), а именно: хесед (милосердие) — аhава (любовь) и гвура (строгость) — иръа-трепет, «Хесед – правая рука, гвура — левая», и обе ноги нецах — победа (правая) и hод — величие (левая). Таким образом, здесь продолжение с правой руки, хеседа, на левую ногу, hод, и с левой руки, гвуры, на правую ногу, нецах. То есть передача хеседа принимается с благодарностью hода со стороны получателя, а передача гвуры приносит победу нецах получателю. Еще объясняется, что прямое продолжение влияния справа направо и слева налево происходит посредством иштальшелута-развития (переход со сфиры на сфиру происходит подобно переходу по звеньям в цепочке), а «диагональное» продолжение влияния – посредством внутреннего итлабшута-облачения (то есть подобно надеванию одежды – путем добавления одной к другой), которое вытекает из облачения мохин-разума в меры-эмоции, и тогда можно обнаружить интеграцию левой линии с правой и правой с левой и применять «ахлифу духтайhу» — и это «с разумением и мудростью направил он руки свои»!

[1] Берешит раба. Танхума. А также в Зоаре 1 216, 2.

[2] См. Рамбам, Илхот тфилин, мезуза и сефер Тора 8,1. Тур и Шулхан арух, Йоре деа, пункт 275.

[3] И см. Минхат шай, начало главы Вайеце.

[4]См., например, Гитин 60, 1. Звахим 28, 1 (глава Кдушим тиhейу).

[5] См. Мегила 29, 2, что Бней Марва заканчивали чтение за три года. И см. а-Микра ваа-масора р. р. Маргалиёт, глава 11. Тора шелема, часть 19, стр. 208-209. Ликутей сихот, как отмечено ниже в примеч. там. И здесь не место для подробного объяснения.

[6] Раши Шмот 6:16 «Пока жило одно из колен, не было рабства».

[7] Ликутей сихот, часть 15, глава Ваехи, беседа 1.

[8] Дварим 4, 4.

[9] Тикуней Зоар 29, 2 (и еще). И см. Ницоцей Зоар, буква ב.

[10] Это все по Шаашуим йом йом.

[11] Песахим 56, 1.

[12]  Из «Шиурим бе-Сод а-Шем лиреав«, часть 1, стр. 213.

[13] Рашбам. Рабейну Хананель цитируемый у Рабейну Бехийе.

[14] Берешит 18, 15 (4 значения слова כי: если (когда), быть может, но (однако), потому что) и еще.

[15] И аналогично этому, в книге Шорашим Радака корень שכל, см. там.

[16] И см. обо всем этом в книгах: «Паним эль паним«, стр. 253. «Амудейа шивъа» здесь. «Шиурим ба-Сод а-Шем лирейав» 2, 246; 4, 73.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.