Непременно вспомнит про вас

Еженедельник Нифлаот Ваихи 81

Подраздел для юношества

«О, я забыл код. Что делать?»

«В чем проблема? Нажми: «Я забыл свой пароль» и выбери новый … »

«Я пробовал, не получилось. Мне нужен оригинальный. Я должен помнить его … »

***

Перед смертью Йосеф собрал к себе своих братьев и заклял их вынести его кости из земли Египетской и похоронить их в земле Израиля. Наряду с клятвой Йосеф дает братьям пароль искупления, который он повторяет дважды. Придут дни, пророчествует им Йосеф, когда наши потомки будут по шею погружены в страдания изгнания. От отца к сыну передавайте дальше секретный пароль Исхода. Как только придет Искупитель и скажет пароль, знайте, что время пришло: “פָּקדֹ יִפְקדֹ!“ («Непременно вспомнит про вас!»).

Действительно, примерно сто сорок лет спустя, в то время, когда Израиль находится в глубоком изгнании и вопит от мук египетских, появляется Моше Рабейну с паролем искупления на устах: “…»פָּקדֹ פָּקַדְתִּי («Вспомнил Я про вас, и увидел то, что делают с вами в Египте»). Народ Израиля услышал эти слова и сразу «загорелся» — «И народ поверил».

Что означает этот секретный код?

Да, командир!

Раз в год весь класс кипит как вода в кастрюле. Это бывает сразу после каникул (не в период короны) … когда учитель уже познакомился с учениками в классе и напряжение начала года уже за плечами – выборы в комитет класса. Вы знаете, как выглядит период выборов? Конечно, в последнее время у нас было несколько таких периодов … каждый из участников пытается убедить нас, что он самый подходящий для этой должности, чтобы выбирали его, и только его. «Я, — заявляет Моти, — выполняю то, что обещаю, и поэтому мне можно доверять. Я не из тех, кто забывает на следующий день».

Есть ли связь между памятью, о которой заявляет Моти, и должностью, которую он стремится взять в свои руки? Наверное, да. Должность- תּפַקְיִד обычно связана с командами- פּקְדָֻּהпоэтому тот, кто избран и принимает на себя ответственность за деятельность класса, начинает, как командир, раздавать команды другим… Верно, но настоящий командир — это тот, по кому заметно, что ему не безразлична должность, на которую он назначен, и он преданно ее выполняет. Он не только сам держит планы в своей голове, но и занят тем, чтобы довести их до воплощения в реальность, чтобы все получили удовольствие от результатов. С его точки зрения, только тогда его функция заканчивается. В этом разница между просто помнить и выполнить замысел – פקְיִדָה.

Что еще относится к פקְיִדָה? Конечно, счет. Пересчет душ Израиля называется в Торе мифкад-מִפקְדָ, который делает лидер מַּפְקַּדֵ- народа. Настоящий командир серьезно относится к своей роли до последней детали, поэтому он должен точно знать число людей, сколько солдат в его распоряжении.

Великий командир

Когда Святой Благословленный приходит командовать и искуплять нас, он делает это очень серьезно и решительно. По его словам, Йосеф заверяет, что наступит день, когда Б-г «отдаст приказание» на языке будущего времени. Когда Б-г приказывает Моше возвестить Израилю весть об искуплении, он говорит: «Я повелел» в прошедшем времени. То есть, вот я уже здесь, готов действовать. То, что менее понятно, так это удвоение языка в обоих случаях. Как в обещании Йосефом относительно будущего, так и в приходе Моше, в настоящем времени, добавлено выражение «פָּקדֹ-повеление» — “פָּקדֹ יִפְקדֹ“, “פָּקדֹ פָּקַדְתִּי“.

Над временем

Возможно, вы скучаете по урокам языка? Вот краткая справка: когда я хочу описать действие פְּקִידָה (счет, а также память), которое я совершил в прошлом, я говорю פָּקַדְתִּי; Когда я описываю действие, которым занят в данный момент, я говорю פּקֵֹד; Когда я рассказываю вам о планах на будущее, я говорю: אֶפְקדֹ; Когда я приказываю это сделать кому-то другому, я приказываю ему «פְּקדֹ». А когда используется слово פָּקדֹ?

Это уникальная форма священного языка. Он не принадлежит к определенному времени — прошлому, настоящему или будущему — но описывает это действие над временем, даже до того, как кто-то сделал это сам. Когда Б-г произносит фразу פָּקדֹ יִפְקדֹ, он имеет в виду: что еще до того, как он выйдет, чтобы спасти народ Израиля и искупить его из бедствий, в которые он попал, Он спасает еще кого-то. Он искупает сам себя …!

«С ними я в беде»

Рассказывают о Бааль-Шем-Тове, что однажды накануне шабата он позвал к себе своих ближайших учеников и повелел им: «Отправляемся в путь!» Куда? Не спрашивают. Ученики Бааль-Шем-Това привыкли к этому. Быстро каждый из них собрал небольшую сумку, сели в телегу, и поскольку их дорога (как обычно) укоротилась чудесным образом, они очень быстро добрались до одной отдаленной деревни. Ужасное лицо праведника сказало им все. Над сельскими жителями нависла тяжелая угроза. На протяжении всей субботы Бааль-Шем-Тов почти ничего не говорил и много молился, взывая к Б-гу. Незадолго до исхода субботы, во время Раава дераавин (самой святой части шабата), его глаза внезапно просветлели, а лицо пожелтело от радости, и ученики поняли: приговор отменен!

Только после hавдалы ученики осмелели и обратились к цадику с вопросом: «Рабейну, что означает этот шабат? Что случилось в его конце?» «Знайте же, — ответил цадик, — что ненавистники Израиля планировали большой погром в этом селе, в котором мы сейчас находимся. Всю субботу я просил и действовал, как мог, чтобы отменить указ. Только к концу дня мне удалось вымолить отмену, и постановление было признано недействительным. Мятежники вернулись в свои дома, как будто и не вышли из них».

Ученики Бааль-Шем-Това, привыкшие к знамениям и чудесам, не сдавались: Рабейну, нам известно, что в Ваших силах отменять наказания. Ведь «праведник приказывает, и Святой Благословенный выполняет»!». И все же, — продолжили ученики задавать вопросы, можно сделать то же самое из Меджибожа, из дома. Для чего нам самим понадобилось так далеко ехать?»

Лицо праведника сразу посерьезнело, и он ответил им: «Знайте, ученики мои! Я свои усилия приложил как мог, но у Святого Благословенного есть свои счета. Если мне удалось отменить указ – замечательно! А если нет — я хотел быть с этими евреями в трудную минуту!»

И я вывел вас

У кого научился Бааль-Шем-Тов этому поведению? Праведники подобны Б-гу. Когда мы, народ Израиля, попадаем в беду – Благословенный Б-г также находится с нами в изгнании! Когда мы избавляемся от изгнания — он тоже выходит из галута. Пароль искупления начинается с искуплением Б-га, его выходом из изгнания. Чтобы разбудить в евреях желание встать и выйти из изгнания, нужно пробудить в них прежде всего милосердие к Святой Шхине. Она тоже находится в глубоком изгнании, и чтобы выбраться из этого изгнания, о ней нужно вспомнить! Каждый следующий момент, когда Шхина в плену изгнания — это богохульство имени, которое не должно длиться ни секунды!

Это тайна первого слова пароля Геулы:  — ׳פָּקדֹ׳вспомни о Шхине, которая в плену галута! ׳יִפְקדֹ׳ – а также обо мне, о тебе и о всех нас!

Рази

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.