Респонсы и хасидские истории главы Ваигаш:
1. Респонсы с равом И. Гинзбургом
2. Хасидская история
- Респонсы
Вопрос 1: Любовь вверху и внизу
Я чувствую, что вся моя любовь и все мои желания находятся наверху, с Б-гом Благословенным, и мне немного сложно «спустить» эту любовь к этому миру и найти ей практическое воплощение по отношению к окружающим, не чувствуя, что что я «обидел» и «нанес ущерб» этой любовью. Как это делать правильно?
Ответ:
У каждого еврея есть «буквально часть Б-га свыше» (как мы недавно учили в ежедневной Тании), когда любят все (Б-га), так любят и часть (каждого еврея) и когда любят часть, любят все (как учил Бааль-Шем-Тов: «тот, кто держится за часть предмета, держится за весь предмет»).
Вопрос 2: Устранение отрицательных энергий
С тех пор, как я повторно женился (после развода), и мы переехали в новый дом, с нами случаются нежелательные вещи на самых разных уровнях. Такое ощущение, что на нас есть проклятие (и то же самое мне сказал некто, с кем я проконсультировался).
Как мы можем снять проклятие?
Ответ:
Единственный способ преодолеть отрицательные энергии (не называть это «проклятием») – отменить их путем увеличения положительной энергии. Как известно, что свет отталкивает тьму, а добро отталкивает зло.
Разумеется, нет света и добра, подобного свету и добру нашей святой Торы. Поэтому вы должны твердо и с радостью принять на себя, что новый дом, как физический, так и духовный, будет основан на укреплении связи со Святым Благословенным через Тору и ее заповеди, тщательном соблюдении шабата и праздников, кошерной кухне, накладывании тфилин, изучении Торы и хорошо бы проводить дома групповой еженедельный урок Торы.
Таким образом, без сомнения, все отрицательные энергии исчезнут, как если бы их и не было.
]Конечно и понятно, еще до выполнения всех этих советов, убедитесь, что у Вас не остались долги от развода — что все принадлежащее Вашей разведенной было ей возвращено и все обязательства перед ней были выполнены в полном объеме[.
Очень скоро будут хорошие новости.
2. Хасидская история
Рабби Рафаэль из Бершида
Человек истины
Рабби Рафаэль из Бершида проживал в городке Трахча, где случилось происшествие с одним евреем, задержанным властями и приговоренным к смертной казни, которая парила над его головой. Члены его семьи пошли и плакали перед судьями, и те сказали: Если рабби Рафаэль из Бершида и рабби Моше Цви из Сварана согласятся поклясться, что этот еврей действительно невиновен, тогда с этого еврея будут сняты все обвинения.
По причине опасности для жизни еврея рабби из Сварана поклялся, что тот еврей не виновен перед евреем, и подбирал свои слова, чтобы не говорить настоящую ложь.
Но, услышав об этом, рабби из Бершида был смущен, не зная, как ему быть. Если он не пойдет для дачи показаний — тогда он предаст еврея смерти, если он пойдет свидетельствовать – то ему придется лгать, а он никогда не лгал.
В то время рабби Рафаэль уже был весьма пожилым, но здоровым человеком, получившим благословение его раввина — рабби Пинхаса из Кориц, согласно которому он будет жить до пришествия Машиаха. Рассказывали, что в старости у него во рту начали расти новые зубы … В ночь перед судом рабби Рафаэль плакал перед Б-гом, произнося:
«Властелин мира, я отказываюсь от благословения рабби!»
Цадик попросил членов своей семьи принести в его комнату охапку сена и разбросать ее по полу, и, лежа на ней, он сказал: «Властелин мира, я не хочу жить с ложью во рту. Забери меня из мира и избавлюсь от суда».
В ту ночь, в ночь на 15-го Тевета 5587 (1826) года, раввин Рафаэль поднялся с бурей в Небо.
Характерной чертой рабби Рафаэля, вокруг которой вращается история, является его пламенная любовь к истине. Ложь в его глазах была хуже смерти. Однажды, когда он услышал, как один из его детей лжет, он был настолько потрясен, что отнесся к нему как к оставившему иудейскую веру и сидел по нему шивъа (в течение семи дней) как в случае траура. Эта качество рабби Рафаэль получил от своего раввина, рабби Пинхаса из Кориц, который засвидетельствовал о себе, что в течение двадцати одного года он работал над удалением лжи из своего сердца и занесением туда истины.
И вот, что удивительно, Цемах Цедек обращается именно к рабби Пинхасу как выдающемуся в степени своего смирения и заявляет, что от него его дед рабби Шнеур Залман научился качеству смирения-шифлут! Сам рабби Рафаэль часто повторял: «подобно тому, как человек хочет жить, в той же степени он должен хотеть быть смиренным».
Рассказывают, что накануне Йом-Кипура после полудня, когда цадик шел из миквы в синагогу, к рабби Рафаэлю обратился сельский еврей, и попросил посоветоваться с ним по срочному вопросу: его козы уже несколько дней, как перестали есть, и они совсем отощали …
Рабби Рафаэль спокойно ответил ему: «подмешай в сено, которое ты даешь козам, воды и каши, а когда козы поедят кашу, они так или иначе поедят и сено».
Крестьянин поблагодарил Ребе и с радостью пошел дальше, а ученики рабби Рафаэля, стоявшие вокруг него, недоумевали: разве не мог ли Ребе отложить разговор на исход Йом Кипура?
Рабби Рафаэль ответил им: В известном письме Рамбана он наставляет своего сына: «произносить спокойно все свои слова, каждому человеку и в любое время». Для каждого человека — даже простого сельчанина и в любое время — даже в канун Йом Кипура.
Смирение рабби Рафаэля также хорошо отражено в высказывании, которое он произнес в конце своей жизни: Когда в суде Высшей инстанции меня спросят, почему я не учился, я отвечу, что у меня не было хорошей головы; Когда меня спросят, почему я не молился, я отвечу, что у меня не было достаточно сил концентрироваться; и также, когда меня спросят, почему я не занимался благотворительностью, мицвот и добрыми делами, скажу, что я был беден и у меня не было денег. Но когда меня спросят: если да, то почему ты вел себя так надменно?! Мне нечего будет ответить …
Какая связь между этими качествами, благодаря которым эти два истинных человека отличались смирением? Некоторые люди думают, что для того, чтобы быть смиренным и скромным, человек должен отрицать свои достоинства и способности и на самом деле лгать самому себе, чтобы чувствовать себя неполноценным и плохим. Но смирение действительно тесно связано с истиной, потому что нет большей лжи, чем гордость. Даже если гордый — это «великий» человек, который гордится своими истинными достоинствами, он, тем не менее, забыл основную истину о том, что они берут свое начало в даре с Небес.
Это значение слов Зоара: «Тот, кто велик, на самом деле мал». Великий в его собственных глазах, маленький в глазах Б-га из-за его удаленности от истины, печати Святого Благословенного. В конце концов, природа мира такова, что большое, но далекое, кажется маленьким взору смотрящего. Конечно, бывает и наоборот, человек, осознающий свое смирение, близок к истине и велик в глазах Б-га, даже если со своей стороны он мал: «Тот, кто мал, на самом деле велик». Малый в своих глазах — велик в глазах Б-га, но выше его стоит поистине великий человек, который смиренен и в своих глазах. Если человек, осознающий свою малость, держится за меру истины, то великий, который, несмотря на свое величие, знает свои недостатки и умеет благодарить за свои добродетели, держится за меру самой подлинной, самой Б-жественной истины.
Еженедельник Галь Эйнай, Нифлаот, глава Ваигаш 81