И не мог Йосеф сдержаться

Подраздел для юношества

Еженедельник Нифлаот, глава Ваигиш 81

«Скажи, ты умеешь сдерживаться?»

«В данный момент да, но не навсегда»

«Почему?»

«Потому что бывают ситуации, когда просто невозможно, не выносимо сдерживаться…»

                                        ***

Встреча Йосефа и его братьев — одна из самых ярких событий в Торе. Кульминацией встречи стал диалог Йеуды и Йосефа. В книгах по Каббале и хасидизму объясняется, что эта встреча является связью между сфирой йесод-основа и сфирой малхут-царство, но перед этим нам нужно прочесть предисловие …

Вы когда-нибудь видели наводнение в пустыне Негева? Это одно из самых впечатляющих явлений, но также и самое опасное. Ты идешь вдоль совершенно высохшего речного ущелья по пустыне, небо чистое, как будто дело происходит посреди лета, и вдруг показывается целая река, причем с огромным размахом.

Оно начинается с нарастающего и усиливающегося шума, за которым следует поток воды, который кажется невинным, а затем он внезапно переходит в мощный поток воды, который быстро катится по ущелью, и с великой силой уносит с собою все, что попадается ему на пути, включая камни, ветви деревьев и даже машины и участки дороги.

Опасность здесь двойная: сила потока настолько велика, что в большинстве случаев человек, попавший в него, не может противостоять ему или выбраться из него своими силами, и обычно это заканчивается бедой. И так, мы видим, что наводнения относятся вводящему в заблуждение типу опасностей. Дождь идет себе далеко, в горах, а в засушливой пустыне нет никаких признаков угрозы для жизни. Поскольку земля пустыни не впитывает стекающую по нее дождевую воду, вода скатывается по устьям рек и накапливается в приличных количествах, что способствует набиранию большого ускорения и мощи. Обманчивость явления раскрывается человеку, находящемуся в пустыне, только когда вода уже появляется, без предварительного предупреждения, и тогда время, оставшееся у него на побег, — крайне мало.

Действительно, тот, кто заранее выясняет прогноз погоды, может ожидать наступление наводнения и вовремя спастись от него. Более того, есть люди, у которых хобби — добраться до места предполагаемого наводнения, чтобы, находясь в безопасном месте, наблюдать своими глазами его картину. Описания, которые я слышал от этих людей, очень похожи: несмотря на все ожидания, когда появляется величественный поток — они по-прежнему испытывают восторг и удивление от мощности потока.

От сдерживания к руслу

Почему я говорю вам о наводнениях? Потому что сила, с которой они приходят, и их неожиданность напоминают мне о моменте, когда праведник Йосеф удаляет со своего лица отчужденный образ и перед глазами его братьев предстает его подлинное лицо. Хотя мы читаем эту историю каждый год, все же каждый раз мы чувствуем огромное напряжение между Йосефом и братьями, и неожиданность и мощь встречи между ними заново потрясает нас, как будто мы впервые слышали эту историю.

Что заставляет Йосефа прекратить представление и раскрыться? Очевидно, искренность и решительность, с которыми прозвучали слова Йеуды. Йосеф прислушивается к его длинным речам, слушает и внимает, а затем слова проникают в его сердце, и он изменяется одним махом. Интересное выражение в Торе для момента, когда Йосеф был сломлен, звучит так: «И Йосеф не смог устоять-להְתִאְפַּקֵ», и это уже второе напоминание о наводнениях зимой в пустыне. В Торе наводнения называются אֲפִיקִים-афиким, по названию руслов рек, в которых течет вода, и их прорыв напоминает взрыв плача Иосифа в момент раскрытия. Геула и собрание изгнанников, которых мы ждем, будут похожи на «Афиким в Негеве», неожиданно и сразу.

Как Йосеф ведет себя до этого? Всю дорогу, с того момента, как братья впервые появляются перед ним, он сдерживает себя. Он скучает по отцу и Биньямину, но ждет. У него есть скрытые счеты, которая приводит его к отчуждению. Но в нужный момент Йосеф вскрывает пробку, и его сдержанность- הִתְאַפְּקוּת превращается в русло-אֲפִיקִ для потока слез и искренности.

Смирение — переломный момент

Первое, что я узнаю из этой встречи, что пока еще не пришло подходящее время – сдержанностьאִפּוּק- — это хорошее и правильное дело. Но как только наступает подходящий момент, сдержанность становится излишней, и это та стадия, на которой вам нужно перестать сдерживаться, вырваться вперед и раскрыться. Это особая мера для «праведника, основы мира». Йосеф спускается в Египет, в нечистое место мира, он занят делами Египетского царства, и вместе он держит голову над водой. Он не забывает для чего он там. Спуск в место тьмы предназначен для восхождения из него. Праведник нисходит, чтобы освещать низкие места и влиять на них, и момент откровения выражает это его желание.

Второе, что я узнал из встречи между ними, — это переломный момент. Что ломает Йосефа, «праведника, основу мира», и заставляет его открываться и влиять? Смирение Йеуды. Йеуда — полная противоположность своему брату. Йосеф статен и красив, даже в своих делах.

А Йеуда? Его великая сила как раз в его способности быть благодарным. Признаваться в правде, признаваться в ошибках. На глазах у всех, даже когда он мог скрыть доказательства, он решил признаться своей невестке Тамар и сказать публично: «Она права, от меня». У Йеуды есть смирение не праведника, а раскаявшегося, того, кто провалился, и упал. Он умеет падать, и поэтому он также знает, как подниматься с того падения. И еще: возможно он не думает, что чего-то заслуживает, но, когда он требует справедливости, он сделает это с необходимой решимостью.

Когда Йеуда престает перед Йосефом и говорит перед ним, он делает то же самое со всей мощью Бааль тшувы (раскаявшегося). Со его стороны ему ничего не полагается, поскольку он является одним из главных виновников продажи своего брата исмаилитам. Но необходимость вернуть Биньямина отцу живым и ручательство, которое он взял на себя, придают ему решимость.

Точка смирения Бааль тшува ломает стены сдержанности праведника и заставляет его источать большое изобилие.

Да удостоимся смирения и решимости Баалей тшува!

Рази

 

 

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.