Играть с глупостью и ложью

Толкование рава И. Гинзбурга

Ноах Элимелех | Глава Ваэра 81

О стихе «И сказал Ãвайе Моше: Смотри, я сделал тебя богом для фараона, а брат твой Аарон будет тебе пророком»[1] Ноам Элимелех пишет[2]:

«Смотри, я сделал тебя» — нужно понять, что значит «Смотри» и также слово «богом». И видимо, когда цадик хочет поднять низкого человека и удалить с него глупость и низость, то невозможно сломить эту глупость иначе как чем-то немного подобным, то есть, цадик должен немного спуститься со своей ступени, чтобы склонить его чем-то похожим, и пример с фараоном, сказавшим, что он бог, как толкует Раши: «вот выходит из воды и т.д.» —  поэтому сказал Благословенный Б-г Моше: «Смотри, я сделал тебя богом для фараона» – означает, что ты должен делать чудеса и знамения перед фараоном, подобно действиям Б-га,  и посредством этого сломаешь его глупость, то, что он воображает себя богом, чтобы он стал считать, что ты – бог, поэтому, смотри, очень вдумайся в это и не возгордись, не дай Б-г.

Как и в знаменитом рассказе рабби Нахмана с «индюком»[3], единственный способ общаться с тем, кто погружен в свою чушь, — это отождествляться с ним до определенной степени и говорить на его языке — если фараон делает себя идолом, Моше должен предстать перед ним как «бог фараона».

В самом деле, Моше должен принять меру «смотри», чтобы не впасть в глупость, которую он разыгрывает. Видение относится к мудрости, внутренний аспект которой битуль-самоотречение (самобытная мера Моше) — он должен «играть в бога» на основе полного битуля, в силу истинного видения Б-жественности (и в любом случае игра превращается в «буду веселиться я пред Б-гом»[4], подобно игре Давида, смиренного в его собственных глазах»).

Наставление Всевышнего Моше — это наставление для каждого праведника, который хочет делать добро всему Израилю:

 И велико прегрешение во имя Б-га, как указано выше, что цадик должен спуститься со своей ступени, чтобы сломить безумие низкого человека, совершая преступление во имя Творца,

как рабби Элимелех объясняет в другом месте[5], цадик поступает, принимая на себя бремя Творца ради имени Его, заповедь Б-га, которая кажется преступлением (например, поведение Моше как «бога» или убийство Шаулом овец Амалека). И действительно для него это спуск! — И это его способность отождествлять себя также с истинным грешником, там, «где он находится сейчас»[6], влиять на него положительно и поднимать его к святости.

Например, тот, кто привык говорить ложь, цадик должен также сломить его чем-то подобным, и, конечно, не дай Б-г, чтобы цадик сказал ложное, но мы находим, что мудрецы позволили изменять в Трактате и т. д. или нечто подобное в этом вопросе, что праведник говорит о себе, что он не праведник, и это ложь, когда цадик делает прегрешение во имя Б-га, чтобы сломить силу лжеца.

Рабби Исраэль из Рожин однажды[7] выразился (в рассказе), что Бааль-Шем-Тов не был «как будто», а рав Магид не был «извозчиком». Это два противоположных примера спуска цадика до глупости-лжи грешника — его «игра» в качестве Б-га («как будто»), который выше его уровня и его ложь, что он не является праведником, а «извозчиком», ниже его уровня. Самым ярким примером проступка является ложь, потому что «никто не совершает проступок, пока в него не входит дух глупости»[8] (источник фразы «глупость», который повторяется Ноамом Элимелехом здесь несколько раз), и эта чушь, как объясняется в Тании[9], является ложным представлением о том, что он останется связанным с Б-гом, несмотря на свой грех.

И написано в Гемаре: истина сказала, чтобы не создавал (человека), так как он будет врать, праведность сказала, чтобы создавал. «В большом обществе явил праведность» — это, когда есть большое общество, то невозможно, чтобы там не было ни одного лжеца. И цадик поднимает его из его глупости и лжи, склоняясь к нему также посредством аналогичного вышеупомянутого поведения, тем самым являя свою праведность, о ней сказано: «да, создавай» и это легко понять.

Весь мир – ложь: «альма дешикра«, ведь на самом деле: «нет никого, кроме Него»[10], «ибо только Он есть и нет ничего, кроме Него»[11], и уподобление реальности как существующей отдельно от Творца, является самой большой ложью – поэтому «истина сказала: не создавай»[12]. И это также причина того, что в «большом обществе» есть лжец – в мире лжи невозможно существование чистой истины.

Действительно, безграничная любовь цадика к Израилю, который с искренней преданностью готов спуститься вниз и притвориться ложью и глупостью, чтобы приблизить евреев, оправдывает праведность, сказавшую: «Создайте, чтобы он творил праведность». Концепции истины и лжи относятся к сфире йесод-основа, мере «Цадик — основа мира»[13]. Праведник обнаруживает, что «народ Твой – все праведники»[14] – каждый еврей в состоянии выйти из его лжи-глупости и дойти до точки истины, в силу его связи с праведником, который спускается к нему, чтобы его поднять – и таким образом оправдывает сотворение мира и человека.

Весь этот процесс подразумевается в тайне буквы «цадик«, צ (18-й, «живой» букве в алфавите иврита, тайне «Цадик – живой мир»)[15], называемой в мире Тоhу-хаос Цади (как в переводе «невообразимый хаос и тьма»[16], «Цади и рикния»), а в мире Тикун— исправления Цадик[17]: цадик мира Тоhу[18] заботится только о себе и не желает спуститься вниз ради блага других (цади меняется – при смене букв צ־ש, «зубные «буквы — в имени ש־די, «Который сказал своему миру «довольно!»[19] распространиться в царства лжи и вздора). К цадику мира исправления добавляется буква ק, нога которой спускается ниже строки, в тайне: «ее ноги спускаются к смерти»[20] живой праведник готов спуститься и оживить даже мертвого («грешники при жизни называются мертвыми»[21])[22].

Статья посвящается нашему уважаемому рабби Ицхаку Файвишу сыну Брайны-Малки — его полному выздоровлению!

[1] Шмот 7, 1.

[2] См. также «Мааян ганим», том 2, глава Ваэра, и подробнее 7-е Швата 71 г.

[3] Сиах Сарфей Кодеш (Бреслав), ч. 1 Авней барзель, 5581.

[4] Шмуэль 2 6, 21.

[5] Глава Насо, со слов: «и для сыновей Кеата».

[6] Берешит 21, 17.

[7] Статья Мордехай (Сланим), знак 14; Торат Магид (Клапhольц) 2, 216 и еще.

[8] Сота 3, 1.

[9] Глава 14.

[10] Дварим 4, 35.

[11] Тания, глава 35, в примечании.

[12] Берешит раба 8, 5.

[13] Мишлей 10, 25.

[14] Йешаяу 60, 21.

[15] Зоар 1 4, 2; 252, 2; 3 228, 2. И в др. местах.

[16] Берешит 1, 2.

[17] См. Зоар 1 2, 2 и объяснение в Шаар маамарей Рашби; Ор заруа 1 Седер альйа бейта, от מו; Маген Давид (לרדב“ז) от צ; Хасдей Давид неэманим 5, стр. 5.

[18] См. Коэлет 7, 16. Предисловие к Шхина бейнейhэм прим. 11.

[19] Хагига 12, 1; Зоар 3 251, 2.

[20] Мишлей 5, 5. И см. продолжение «Бати легани» 5710, буква ח (и ее объяснение).

[21] Брахот 18, 2.

[22] Добавление буквы ק к имени буквы צ намекает на размышление развития-спуска צדיק: צ צד צדי צדיק. צד намекает на צדיק в тайне צד ימין (правая сторона, ямин — язык эмуна-вера, тайна: «праведник верой своей будет жить» сам и оживлять других). צ צד צדי равно רפח (248 – двойной квадрат זה, относящийся к йесоду, как объясняется в др. месте) 248 искр святости, упавших в мир лжи и умерших (как намекается в слове  חיв Торе, “מרחפת“, «витает» – буквы מת־רפח־ — умер רפח), которые цадик должен поднять и оживить, как объясняется в другом месте, что צדיק в квадрате равен  רפח в треугольнике (см. Хосдей Давид а-неэманим, том 3, стр. 8).

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.