Кровь и огонь и столбы дыма

«Корень 10-ти казней»

Короткий урок рабби И. Гинзбурга от 13-го Ава 81 г.

Краткое изложение урока:

В рамках изучения книги Пророков, установленного рабби Гинзбургом, разберем отрывок из 3-ей главы пророка Йоэйля, в которой упоминается стих из Агады «Кровь и огонь и столбы дыма». В коротком уроке рабби объясняет, как эти три аспекта, которые являются корнями всех десяти казней (как видно из Агады), становятся будущим открытием трех аспектов в Торе, Письменной Торе (исправление силы воображения), Устной Торе (исправление огня) и внутренней Торе (обладающей силой поднять весь мир-время-душа), Тора, открывающаяся всему миру.

—————————————————————————————

Дни Машиаха и Война Гога и Магога

Глава 3 в книге Йоэйля — это короткая глава с пророчеством о конце дней:

И будет после того, изолью Я дух Мой на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны, юноши ваши будут видеть видения; (2) И на рабов и на рабынь тоже изолью Я в те дни дух Мой. (3) И дам Я знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столбы дыма; (4) Солнце обернется тьмою, а луна – кровью пред тем как придет день Ãвайе, великий и ужасный. (5) И будет, всякий, кто призовет имя Ãвайе, будет спасен, ибо на горе Цийон и в Йерушалаиме останутся спасшиеся, как сказал Ãвайе, и среди спасшихся будут те, которые взывают к Ãвайе.

Первые два стиха — положительные стихи, описывающие излияние Духа Б-жьего на весь народ Израиля во дни Машиаха[1]. Затем следуют стихи, описывающие что-то еще в ранние дни Машиаха — Войну Гога и Магога. Это одна из характеристик пророков здесь, в двенадцати главах, которая выделяется как у Ошэйа, так и у Йоэйля: от стиха к стиху атмосфера может превращаться из наилучшей, атмосферы искупления, в атмосферу чего-то тяжелого. Во дни Машиаха самым тяжелым испытанием является война Гога и Магога, о которой здесь говорится в следующих стихах.

«Спасшиеся, которые взывают к Ãвайе»

Первый стих войны Гога и Магога – это стих 3:

И дам Я знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столбы дыма.

Это очень общее выражение, которое произносится в ночь седера. Он описывает три грядущих казни, которые на самом деле являются главами десяти казней. В Агаде сначала произносится этот стих, а затем десять казней. Этот стих завершает «Десять казней», как и выражение, процитированное в «Книге Пардес» от имени учеников рава Хай Гаона: «Десять мы знали, тринадцать не знали»[2]. Я знаю десять, десять казней, но что такое «кровь и огонь и клубы дыма»? Не знаю, головы более высоких голов.

Мы скоро вернемся к этому стиху, но перед этим продолжим описание следующего стиха:

Солнце обернется тьмою, а луна – кровью пред тем как придет день Ãвайе, великий и ужасный.

Все до великого и страшного Дня Суда, Войны Гога и Магога.

И что будет с нами? Еще раз, сначала было лучше всего, Б-г излил свой Дух, а потом пророк вдруг возвращается к чему-то пугающему. Что будет с нами в то время?

И будет, всякий, кто призовет имя Ãвайе, будет спасен, ибо на горе Цийон и в Йерушалаиме останутся спасшиеся, как сказал Ãвайе, и среди спасшихся будут те, которые взывают к Ãвайе.

«Всякий, кто призовет имя Ãвайе» — то есть, мы — праведные евреи, «и народ твой весь праведный»[3]. Корни מלט־פלט (спасение-выход) здесь похожие слова по звучанию или корню, но отличающиеся по их значению — “ימלט… תהיה פליטה“ — «будет спасен… останутся спасшиеся». «Спасшиеся» здесь означает праведники, а фактически весь народ Израиля, все мы, пережившие тысячелетнее изгнание. На стих «всякий, кто призовет имя Ãвайе» есть два толкования — либо, что нас приглашает Б-г (Раши и другие) либо, что мы те, «кто провозглашает именем Б-га, и кто взывает к Б-гу»).

Превращение казней в Тору

Еще раз, мы сказали, что в этой главе наиболее известным выражением является «кровь и огонь и клубы дыма», которые являются тремя головами десяти казней. Стоит посчитать гиматрию — «кровь и огонь и клубы дыма» — “דם ואש ותימרות עשן“ – она равна 1833 – то есть, трижды תורה-Тора, среднее значение каждой из этих глав (это же число также равно тринадцатикратной гиматрии слова מצוה-мицва, это тайна: «в тринадцать [надо приступить к соблюдению] заповедей»[4]). Здесь есть связь между Торой и мицвой.

Какая связь? Согласно простому смыслу, эти казни — казни Гога и Магога. Но мы сказали[5], что наказания больше нет, что мы покончили с наказаниями и казнями даже для неевреев. Уже время вышло, закончились бирурим-отборы[6]. Поэтому все наказания, которые написаны для грядущего, все пророчества, на первый взгляд нехорошие, следует истолковывать как хорошие на внутреннем уровне — наоборот[7]. Вот пример, где гиматрия является знаком для перевертывания — гиматрия Тора-Тора-Тора указывает, что это, вероятно, три аспекта Торы:

Письменная Тора, Устная Тора и Внутренняя Тора

Написано[8], что кровь — это сила воображения. Уже одно то, что мы учим здесь Пророков, имеет отношение к вопросу. Предыдущие два стиха говорят о повторении пророчества, которое является признаком прихода Машиаха.[9] В пророчестве написано — и здесь — «и через пророков изъяснялся Я притчами»[10]. Также в Гемаре есть принцип מדמה מילתא למילתא — «схожесть слов», гзера шава[11](принцип отношения к похожим выражениям) принимается только раввином из уст другого раввина до Моше Рабейну[12]. Объясняется[13], что “מדמה מילתא למילתא“ — это искра Моше Рабейну в каждом из нас — это исправление силы воображения, основа пророчества, Письменная Тора. Еще раз, кровь — это исправление силы воображения, которое в основном Письменная Тора — надо изучать Письменную Тору, а также получать пророчества, поэтому все начинается с крови. В следующем стихе написано, что луна — символ народа Израиля[14] — превратится в кровь. В Торе также есть огонь[15]. Вчера[16] мы узнали, что огонь Торы есть открытая часть Устной Торы.

Надо сказать, что «Клубы дыма» — это третья ступень в Торе, внутренняя часть Торы[17]. Маймонид пишет[18], что тайны Торы являются частью Устной Торы — только они внутренняя суть, душа. Более того, внутренняя часть Торы является на самом деле Письменной Торой, пророчество, как оно предстает облеченным и выстроенным внутри Устной Торы (известен намек на то, что гиматрия слова «Каббала» равна сумме гиматрий слов «мудрость» и «пророчество» (קבלה = חכמה + נבואה) – «мудрец» в Устной Торе и «пророк» в Письменной Торе). Что касается изучения Каббалы, Алтер Ребе говорит[19], что она включена в «треть Писания», а Маймонид говорит, что оно включено в «треть Гемары» и «Это и это слова живого Б-га».

Что такое «Клубы дыма»? Дым, который поднимается прямо[20]. Это подъем малхута-царства. Дым- עשן на внутреннем уровне — это единство мира-года-души (עולם־שנה־נפש) — триада реальности в книге Йецира-Творение, но она связана со всеми триадами, как и анах[21] (света-искры-сосуды — אורות־ניצוצות־כלים) и даже миры-души-Б-жественность (עולמות־נשמות־אלקות)[22]. Суть единства внутренней Торы в способности объединять все измерения, вплоть до души или до Торы, до Б-жественности, до огней. Еще раз, нужно сказать, что «Клубы дыма» означают внутреннюю часть Торы. Огонь – это открытая часть в Торе, при даровании Торы есть огонь и есть кровь.

От «крови» к «крови»

Мы сказали, что эти три казни, «кровь, огонь и клубы дыма», добавляются к десяти казням, но у них есть общий знаменатель. Сначала читают в Агаде три казни, затем продолжают десять, но два чтения начинаются с крови — кровь первая здесь и первая среди десяти казней. Это одна и та же кровь или нет?

Можно сказать, что «конец лежит в их начале, а их начало — в конце»[23]. Причем в десяти казнях кровь самая низкая, в малхут-царстве[24]. Здесь, если кровь является пророчеством Письменной Торы, как мы объяснили, «и через пророков изъяснялся Я притчами», она может быть высшей. В недельной главе написано «так как никакого образа-תמונה не видели вы»[25] – Вераאמונה— — это «не образ»תמונה-. Но буквы א-ת обмениваются в атбаш[26] — чистая вера, не имеющая тела и силы в теле, сама есть источник исправления силы воображения, вера в душе является источником исправления образа[27].

Исправление דם-крови относится к исправлению אדם-человека, исправлению человечества вообще[28]. Здесь имеют место דמדום-сумерки, наверное, сумерки солнца, тогда солнце превратится во тьму и луна в кровь — все אדם-человек. В этот период нужно бежать, быть среди беженцев, а главное призывать имя Б-га.

Источник: Статья на стр. 17-21 Нифлаот, Песах 82

[1]

[2]

[3]

[4] Авот 5, 22.

[5]

[6]

[7]

[8]

[9]

[10] Ошейа 12, 11.

[11] Гзера шава – второй из 13 методов толкования Торы (который звучит так: «Если в двух местах Торы встречаются одинаковые слова и выражения, то сказанное в одном отрывке имеет отношение и ко второму».) Считается также, что даже самые великие раввины нашего времени не могут выводить новые толкования Торы с помощью так называемых «тринадцати методов толкования»: гзера шавакаль ва-хомер и др., и на этой основе выводить из самого текста письменной Торы новые законы или аспекты законов. Но они могут анализировать законы, которые вывели с помощью подобных методов мудрецы Талмуда, и решать, когда и как логика диктует их применение в наше время.

[12]

[13]

[14]

[15]

[16]

[17]

[18]

[19]

[20]

[21]

[22]

[23]

[24]

[25] Дварим 4, 15.

[26] Письменные буквы אתב»ש, также называемый «цофен-тайна атбаш», представляет собой замещающий код. В этом коде первые буквы еврейского алфавита заменены на последние буквы в нем. По правилу א-ת ב-ש, …

[27]

[28]

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.