2. Выходим на свободу от вожделений и гордыни

Часть 2

Как избавиться от вредных привычек?

Четвертая станция

Как исправлять?

(часть 2)

Хасидизм учит, что каждое неправильное порочное явление имеет высший и святой источник — «никакое зло не нисходит Свыше». Опознание того источника может проложить путь для исправления. Источником гордыни и вожделения на самом деле является гордость и святое желание Б-га! То есть: гордость — это мысль о том, что все — это я, а другие — просто часть обстановки вокруг меня. Только Б-г может сказать такое, и Он это делает. Поэтому в Песне моря, после Исхода из Египта, мы восхваляем Творца — «воспою Б-га, ибо высоко вознесся Он»[1], причем смысл слов «высоко вознесся Он» («גאה גאה» – гао гаа) в том, что Б-г вознесся Своей святой гордыней над фараоном и горделивыми египтянами. Вожделение также происходит от желания Б-га создать мир, обитать в нем и наслаждаться нашими добрыми делами.

Не только в Б-ге, но и в наших душах — гордыня и вожделение не совсем никуда негодны, и при правильной работе их можно исправить и превратить в положительные качества. Каким образом?

При более глубоком рассмотрении мы обнаружим, что гордыня и вожделение становятся особенно негативными именно тогда, когда они смешаны вместе. Гордость — это высокомерие и возвышение с целью получения наслаждения и удовлетворения, а также чувства собственного достоинства. Каждый, кто удостаивается величия, сталкивается с этим искушением — стремлением наслаждаться и «использовать» уважение, которое все испытывают ко мне. Это то, что отличает «известного лжеца» от настоящего праведника. Негативное вожделение также включает в себя много гордыни — как мы упоминали, вожделение проистекает из первоначального чувства «я это заслуживаю», которое подготавливает каждое побуждение и вожделение к самоудовлетворению и превращает неудовлетворенное вожделение в болезненное чувство неудачи, которое выливается в низкое вожделение.

Ключ к исправлению — это их разделение— гордость должна быть совершенно свободна от вожделения, а страсть должна быть совершенно свободна от гордыни:

гордость без вожделения — это способность гордиться без всякого «личного интереса», то есть, без «вдыхания в легкие» удовлетворения или личного наслаждения уважением. Это «национальная гордость», в которой мы отождествляем себя с общностью душ Израиля и радуемся праву быть евреями, возлюбленными сынами Всевышнего. Тот, кто наиболее полно отождествляет себя с общностью душ Израиля, является лидером всего народа, праведным царем, который не пользуется своей честью для личного удовольствия, а для выражения величия Б-га и народа Израиля.

Вожделение без гордыни – это хотеть самого большого и самого высокого, что есть, но не потому, что «я это заслуживаю», и не падая духом и не обижаясь, если мы не получили. Это понимание, что мы не заслуживаем, наряду с огромным желанием двигаться вперед. Горделивый человек осмеливается желать только того, что «он заслуживает» в соответствии с его воображением, поэтому, когда он не получает того, что хочет, он оскорбляется, и он переносит свои похоти на то, что он несомненно получит, чтобы его эго не получило еще один удар от неудачи. Но тот, кто ничего не заслуживает, может хотеть больше всего: «Я ничего не заслуживаю и хочу всего». На языке хасидизма —  это вожделение с большим количеством «смирения». О таком вожделении сказано: «вожделение праведников только благо» — когда мы свободны от гордыни, наши желания сосредоточены на том, чтобы сделать себя и мир намного лучше.

В заключение:

Исправление посредством разделения на две части: святая гордость — это гордость, свободная от вожделения, удовольствия и личного удовлетворения. Святое вожделение — это желание, лишенное гордыни и чувства «заслуженности».

————————————————————————————

Пятая станция

В первую очередь возрождение…

Каков порядок исправления? С какой свойства души стоит начать?

Как мы уже сказали, гордыня является первым двигателем зла, тем, который влечет за собой все вожделения. То же самое относится и к порядку месяцев в еврейском году — Песах, праздник освобождения от гордыни, приходится на первый месяц, месяц Нисан (первый месяц года по Торе); а Пурим, праздник освобождения от вожделений, приходится на последний месяц года. Если это так, то исправление души должно начинаться с борьбы с гордыней.

Тем не менее, рабби Нахман из Бреслава выразился, что, хотя Песах — это начало года, на самом деле сегодня начинают с Пурима. Хотя обычный порядок исправления заключается в том, чтобы начинать бороться с гордыней, во многих случаях необходимо начинать с исправления вожделения. Когда мы «умираем» духовно, погруженные в похоть и полные печали, нам нужно оказать «скорую помощь», чтобы вообще иметь возможность выжить. Иногда, даже до того, как можно будет провести лечение корневых каналов, нужны подкрепления, «витамины» или «обезболивающие», положительные моменты. Для этого нужно сначала начать с Пурима и перейти «от смерти к жизни», а уже потом выходить «из рабства на свободу» в Песах и исправлять гордыню. Поэтому учение рабби Нахмана полно указаний о том, как из печали перейти к радостной жизни и исправить завет, то есть заняться положительным творчеством и порождением.

По той же причине глава пара-«корова» предшествует главе ходеш-«месяц» — пепел рыжей коровы предназначен для того, чтобы очищать нечистое, которое заражено мертвой нечистотой. Когда мы так сильно впали в похоть и «умираем» духовно — нам нужно возрождение и очищение от мертвой скверны. То же самое возрождение, которое зависит от укрепления нашего имиджа хорошими моментами, может позже взрастить нашу гордыню — рыжая корова «очищает нечистое», но также и «оскверняет чистое». Поэтому здесь нельзя останавливаться — от Пурима следует продвигаться к Песаху, а от главы пара к главе ходеш, который символизирует обновление — общий аспект «весеннего месяца» и рождения народа при Исходе из Египта. Когда мы ощущаем тот факт, что Б-г постоянно творит мир и ежесекундно обновляет нас, мы не можем испытывать гордыню, потому что чувствуем свою абсолютную зависимость от Творца.

=================================================

Итог путешествия:

Гордыня и вожделение являются корнями всех наших дурных черт и духовных проблем. Фараон символизирует гордость, а Ахашверош символизирует похоть. Освобождение в Песах — это избавление от оков гордыни, а искупление в Пурим — это выход на свободу от смерти похоти. Из этих двух гордыня является самым сокровенным корнем болезней души. Однако, когда человек сломлен и отчаялся, его нужно сначала возродить и освободить от хватки похоти, прежде чем он сможет искоренить свою гордыню. В конце концов, неправильная гордость должна быть обращена в святую иудейскую гордость, а низкая похоть должна быть обращена в стремление ко всему хорошему и святому!

Абита Нифлаот №10 Тазрия 82 г.

[1] Шмот 15, 1.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.