1. Выходим на свободу от вожделений и гордыни

Часть 1

Как избавиться от вредных привычек?

И это снова случилось. Я не хотел, я боролся, но в конце концов упал. Вожделение победило меня.

Но я пообещал себе очень решительно, что это больше не повторится. И это так неуместно меня. Почему я снова оказываюсь в том же самом месте?

У меня, наверное, нет шансов. Так что если я все равно пропащий, может… может и не страшно снова упасть…

  • • •

Как избавиться от вредных привычек? Что позволяет пристрастиям, малым и большим, «покупать» нас? У всех нас есть низкие «места» в личности, и мы все не хотим, чтобы они захватили всю личность, но, похоже, у большинства из нас это не всегда получается. Что мы ищем там, в зловонных канавах души?

И еще, стремившиеся к высокому, желавшие много хорошего, мечтавшие творить, продвигаться, предпринимать и реализовывать качества, которыми мы одарены, — вместо этого мы занимаемся ерундой, падая с высоты мечты в низкую повседневную реальность. Как это разочаровывает! …

Как достичь внутренней свободы?

Ключ к исправлению этой душевной удрученности находится в наших руках, и он связан с Пуримом и Песахом.

Ахашверош и фараон — не только отрицательные фигуры в нашей истории, они влияют на нас и по сей день. Сейчас, между Пуримом и Песахом, у нас есть возможность лучше узнать себя, привести в порядок силы, действующие внутри нас, и преуспеть в прохождении пути, ведущему к правильному исправлению и душевному равновесию.

Итак, в путь!

—————————————————————————

Первая станция

Мы были рабами и остаемся ими…

Пурим празднуется в месяц Адар, близко к месяцу Нисану, чтобы приблизить и связать избавление Пурима от указа Ахашвероша с освобождением Песаха из рабства фараона — «приблизить избавление к избавлению». Какова внутренняя связь между этими двумя избавлениями?

Хасидизм, как всегда, берет исторические события и объясняет их как происходящие вновь и вновь внутри души. И два царя, Ахашверош и фараон, на самом деле отражают в нас две отрицательные черты — гордыню и похоть, которые являются «властителями» многих других отрицательных явлений.

Они суть зла в душе, а остальные явления внутреннего зла есть лишь их развитие и следствие.

Ахашверош, который увлекается гедонизмом и развратом, символизирует похоть. Вся история свитка Эстер начинается с пира, который он устраивал в течении ста восьмидесяти дней, и все, что он делал на нем, это ел, пил и удовлетворял свои похоти с женщинами. На пиру каждый мог удовлетворить свои вожделения — буквально «согласно желанию каждого человека». С другой стороны, фараон, который вознес себя настолько, что возомнил себя богом, символизирует гордыню души.

Время искупления и освобождения от духовного рабства двух злых царей, Ахашвероша и фараона, — между Пуримом и Песахом. Радость искупления в Пурим – это радость освобождении от злой похоти и ее печальных последствий (как мы еще объясним). Пурим — это праздник «и он перевернется» — мы не только освобождаемся от злой похоти, но и обращаем ее в добрую страсть (это мы также объясним ниже), и вместо пира Ахашвероша устраиваем «дни пиршества и веселья» в святости. Радость искупления в Песах связана с освобождением от оков гордыни. Поэтому мы остерегаемся закваски, выражающей гордыню и самовозвеличивание, и едим мацу, хлеб бедности.

В заключении:

Рабство фараона и Ахашвероша выражается в душе в рабстве гордыни и похоти. Время между Пуримом и Песахом подходит для исправления этих негативных черт и превращения их в хорошие.

—————————————————————————

Вторая станция

Самый высокий, самый низкий

Гордость и похоть обитают в душе в двух отличных и противоположных друг другу местах.

Гордость находится «вверху», там, где мы чувствуем себя «на высоте». Когда мы горды, мы становимся неадекватными и наша самооценка поднимается выше нашего истинного образа, что приводит ко многим душевным проблемам. Эта напыщенность скрывает от наших глаз отрицательные стороны личности, дает ощущение «у меня в принципе все хорошо» и мешает нам критиковать себя, исправлять то, что нуждается в исправлении и улучшении. Горделивый человек может дойти до больших бед — он «округляет углы», когда его что-то не устраивает, пренебрегает мелкими деталями заповедей и в конце концов совершает серьезные проступки. Когда кто-то оспаривает «религиозные догматы», утверждая, что поскольку «Б-г велик», Его не интересует «мелочная» занятость деталями, он как бы ставит себя на сторону Б-га: «Я тоже велик и не обязан выполнять мелкие детали». Конечно, нарушаются не только отношения гордеца с Б-гом, но и связь с окружающими может быть испорчена из-за того самомнения, которое он позволяет себе, усиливая свой эгоизм, эгоцентризм, неумение видеть других и даже их попрание.

Гордость — это глубокая привязанность к нашему имиджу, в наших глазах и в глазах окружающей среды. «Только раб Б-жий свободен», а поклоняющийся себе гордец не свободен. Все, что он делает, измеряется его личным имиджем и зависит от него. Именно так мудрецы определяли искупление Песаха, праздник освобождения от гордыни — «от рабства к свободе».

По сравнению с гордыней похоть находится «внизу», в низших сферах личности. Чтобы достичь определенной похоти, мы можем иногда даже унижать и осквернять себя. Следующая история хорошо иллюстрирует это: цадик-рабби Зуша из Аниполи однажды гостил в уважаемом и респектабельном еврейском доме. Когда его попросили сказать слова Торы, он истолковал стих «Ибо злодей хвалится похотью души своей» (Теилим 10, 3) следующим образом: иногда солидный и уважаемый человек, который, кажется, испытывает отвращение к любому духу скверны, жаждет согрешить со своей гойской прислугой, то для удовлетворения «похотей своей души» он становится «смиренен как Гилель», настолько, что он готов сделать это на куче мусора за печкой. Хозяин побледнел, а затем признался, раскаялся в своих поступках и попросил рабби Зушу научить его, как сделать тшуву… Это действие похоти, и все пристрастия связаны с этим негативным самоуничижением.

По сравнению с душевным рабством, которое приносит с собой гордыня, спуск в похоти — это уже нечто более тяжелое — это духовная смерть. Низкая похоть приходит, чтобы заполнить пустое пространство, открывшееся внутри нас, когда мы обнаруживаем, что находимся не на том почетном месте, которого, по нашему мнению, заслуживаем. Отчаяние в осуществлении наших высоких устремлений в служении Б-гу или в других областях приводит нас к поиску дешевых и презренных заменителей, «бесплатной компенсации» вместо удовлетворения, которое зависит от напряжения и усилий. Низкая похоть становится пагубным пристрастием и саморазрушением, и, в конце концов, что-то внутри нас «умирает», теряет жизненность и энергию святости, и мы наполняемся печалью и отчаянием. Ведь именно так мудрецы определяют спасение Пурима, праздника освобождения от похоти – «от смерти к жизни».

В заключение:

Гордость поднимает нас «на высоту», порабощает нас успешным имиджем и разрушает отношения. Похоть, с другой стороны, находится на дне души и выражает духовную смерть.

—————————————————————————

Третья остановка

Смерть или рабство?

Кто опаснее — фараон или Ахашверош? Что является главной причиной всех зол в душе — гордыня или похоть? На самом деле это древний спор в учении еврейской души. Некоторые говорят, что похоть — мать всех грехов — когда человек привыкает, что самое главное — это его чувства, это порождает сосредоточенность на себе и гордыню. И поскольку похоть никогда не может быть по-настоящему удовлетворена, печаль и отчаяние являются ее неотъемлемой частью. С другой стороны, есть те, кто говорит, что проблема в гордыне, потому что похоть проистекает от изначального чувства «я заслуживаю», которое и есть гордость, и без нее не было бы места для похоти.

Что следует из нашего объяснения корней гордыни и похоти? Если похоть символизирует духовную смерть, а гордыня — это «всего лишь» рабство, то, казалось бы, похоть — суть проблемы, верно? Но при более глубоком рассмотрении обнаруживаем, что корень проблемы именно в нашей гордыне, и только возгордившись мы обнаруживаем, что впадаем в похоть. Гордость — это мысль о том, что мы стоим больше, чем мы есть на самом деле. Это восприятие приводит ко многим разочарованиям, потому что, когда мы сосредоточены на себе, мы неизбежно будем разочарованы тем, что остальная реальность не сосредоточена на нас в той же мере… Представления о нашем статусе заставляют нас думать, что мы заслуживаем гораздо большего от окружающей среды, супруги или супруга, а также от самого Б-га. Когда мы не принимаем этого, мы падаем духом и можем вскоре искать энергию и удовлетворение в низменных местах, в которых находятся все похоти. Таким образом, можно сказать, что похоть, в которую мы погружены, на самом деле скрывает в себе неудовлетворенную гордость…

В заключение:

Похоть — это духовная смерть, но гордыня имеет более глубокий корень. В каждой похоти лежит чувство «мне полагается», которое исходит из гордыни.

—————————————————————————

Четвертая станция

Как исправлять?

(Продолжение следует)
Абита Нифлаот №10 Тазрия 82 г.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.