Респонсы с рабби Гинзбургом

Нифлаот Толдот 81

Нужно ли молиться о хорошем или принимать все с любовью?

В данный период мы заняты преодолением немалых трудностей и не знаем, что нас ждет в будущем. Должна ли наша жизненная установка быть в том, чтобы мы думали, что с Б-жьей помощью будет хорошо в буквальном смысле («Думай хорошо – будет хорошо»), или мы должны размышлять о том, что, поскольку все от Б-га, значит это уже хорошо (согласно выражению рабби Леви-Ицхака из Бердичева – «Когда хорошо – это Ты, и когда плохо – это Ты, и когда это Ты – то всегда хорошо»)?

Ответ:

Прежде всего и самое главное – это верить, что у мира есть Властелин, который печется о каждом, наблюдая за его действиями, и Он — сплошное добро и желание творить благо.

Человек должен быть хозяином своих мыслей и обращать внимание на указания Торы и мудрецов о том, что нужно думать ]и делать[ в подобной ситуации: «Даже если острый меч и т.д. – не лишать себя [поисков] милосердия», «Спасение Всевышнего — в мгновение ока», «Думай хорошо – будет хорошо». Все включается в меру искренности – «прост будь с Ãвайе (и см. подробнее статью «Простота Раши»[1] из нашей книги «Внутреннее время») Б-гом твоим».

В дополнение нужно верить в слова мудрецов, что » тшува (раскаяние), молитва и цдака (благодеяние) и отменяют тяжелый приговор». Причем прототип, у которого мы учимся молиться, это царь Давид ]во всяком случае нужно читать много Теилим[. Дополнительный и важный совет – много думать о любви к евреям, любовь ко всем членам семьи, друзьям [и буквально думать о каждом из них в частности].

Разумеется, всегда и в любой ситуации нужно помнить эти очень важные слова рабби Леви-Ицхака – «Когда хорошо – это Ты» и т.д.

Сообщите хорошие новости в видимом и явном добре! Мы с вами.

[1] Раши – вера и доверие
Пришло время привести толкование Раши, которое изучает
каждый еврейский ребёнок в хедере:
«Непорочен будь перед Ãвайе, Б-гом твоим» – ходи с Ним
просто (искренне) и надейся на Него, и не копайся в буду-
щем, а все, что придет к тебе, принимай с тмимут; и тогда
будешь с Ним, станешь Его долей.
Раши делит этот стих на две части: «непорочен будь» – это
повеление; «ходи с Ним просто» и «с Ãвайе, Б-гом твоим»
– это следствие. А вознаграждение, следующее вслед за
этим: «и тогда будешь с Ним, Его долей» (или мы читаем
этот отрывок дважды: «непорочен с Ãвайе, Б-гом твоим»
и тогда «будешь с Ãвайе, Б-гом твоим»). Но что представ-
ляет собой тмимут? Вести себя с Ним не «хитроумно», а
полностью доверяя. Нет необходимости и смысла копаться
в будущем, и это запрещено, так как попытки узнать «что
будет» происходят из-за внутреннего беспокойства. Ты
опасаешься сюрпризов, ожидающих тебя в будущем? Но
на самом деле Всевышний все для тебя приготовит, и тебе
просто не нужно беспокоиться ни о чем!
У Раши есть подобный комментарий на сказанное о пра-
отце Яакове: «А Яаков был человеком кротким (тамим)»
– «не сведущим в этом [в умении обманывать отца, как
делал его брат Эйсав, сведущий в охоте и лжи], – что на
сердце, то и на языке. Тот, кто не силен в обмане, назы-
вается там». Кстати, позже Яаков Авину научился хорошо
обманывать, у него было достаточно причин для этого.
Но правильный подход заключается в том, что не нужно
обманывать и хитрить. Этот подход сохраняется во всех
наших взаимоотношениях с Творцом: я полагаюсь на Него
и уверен, что все, что со мной происходит – по воле Свыше,
обман и хитрость ничего не изменят (а только ухудшат),
поэтому я должен вести себя прямо и естественно.
Что думает Раши о предсказании будущего ясновидящи-
ми разного рода? Согласно его подходу, возможно и даже
вероятно, что они на самом деле могут знать будущее. Но
тмимут говорит, что не стоит обращать на это внимание.
Поскольку главное в жизни – знать, что все происходящее
со мной – это связь с Всевышним; и поэтому я хочу завтра
заново удивиться, не пытаясь сегодня узнать, что же будет
завтра. Даже если знание будущего истинно, согласно
мнению Раши, в этом есть что-то негативное, поскольку
(в отличие от подхода Рамбама) Всевышний – больше, чем
просто истина. Б-г выше всех видов разума и не порабощен
ими (Он сам их «придумал»), и не любое истинное знание
непременно хорошо.
Иными словами, согласно Раши, выходит, что наша цель-
ность – тмимут – «вызывает» подобное ответное отно-
шение Всевышнего: «С милостивым Ты поступаешь ми-
лостиво, с мужем беспорочным – по беспорочности его».
Если ты думаешь, что твое будущее будет установлено
согласно научной статистике, так и будет. Если ты думаешь,
что колдун предскажет тебе будущее, так и произойдет.
Но если ты решишь, что к тебе все это не имеет никакого
отношения, если ты говоришь Б-гу: «я только с Тобой», –
тогда ты в самом деле освободишься от окружающих тебя
шаблонов, и они не будут оказывать на тебя влияния! Тогда
все твое будущее будет только результатом свободного
желания Б-га Благословенного, который таким образом
откликается тебе, опекает тебя и контактирует с тобой.
Если Рамбам считает, что предсказатели будущего – «об-
манщики с дипломом» и что мы должны придерживаться
истины и разоблачать ложь, то, согласно Рамбану, они
говорят частичную правду, но нам заповедано оставить
их, прилепившись к Всевышнему, потому что только у
него – истина. А Раши утверждает, что они отвращают нас
от главного, от непорочного хождения с Всевышним, по-
добного тмимуту ребенка, не ищущего себе выгоду. Если
ты тамим – веришь, что Святой, благословен Он, говорит
с тобой через все события твоей жизни, – так и будет в
действительности! «Непорочен будь перед Ãвайе, Б-гом
твоим», и тогда истинно «будешь с Ãвайе, Б-гом твоим»!
«И те и эти – слова Б-га живого» – Раши, Рамбам и Рамбан
в равной мере правы. Но главное руководство к практиче-
скому действию – концепция Раши. Так следует и из Ãлахи
Шулхан аруха по словам Рамо: «Лучше быть тамим и не
исследовать будущее», – это почти дословная цитата из
Раши к словам «непорочен будь», поскольку сами попытки
исследовать будущее уже портят тмимут. Ãлаха установ-
лена по Раши!

Блог

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.