Урок № 2: Кто боится страны Израиля?

Абита-Нифлаот Шлах 82 г., №14

Урок по статье в переводе на русский будет приведен в конце

Когда хотят знать, как выйти из узкого места в широкое, учат в Книге Шмот об Исходе из Египта. А что делать, чтобы знать, как попасть из широкого места в узкое? Учат о грехе разведчиков и раскаянии в нем. Но подождите, почему кто-то вообще хочет выйти из широкого места в тесное?

Это великое утверждение — только, к сожалению, это утверждение разведчиков.

Сбивает с толку? Останьтесь с нами на мгновение, и вы увидите чудеса.

Представьте себе душу перед тем, как она спустится в мир. Чего ей не хватает? У нее есть все, что ей нужно, у нее есть душевный покой и любовь. Затем ей предлагают своеобразный «шидух» (сватовство) со странным, толстым и грубым типом, называемым «телом».

И это момент, когда душе нужно выяснить: Чего она хочет? Чего она действительно хочет больше всего?

Мы сталкиваемся с этой дилеммой среди сынов Израиля, когда от них требуется отказаться от безмятежной и духовной жизни в пустыне и начать земную жизнь в Земле Израиля. Жизнь, которая на первый взгляд кажется очень трудным спуском и узким местом.

В этом выпуске мы узнаем, насколько сложно соединение души и тела, и насколько оно революционно и удивительно. В результате мы поймем, почему связь между народом Израиля и Землей Израиля такая сложная и насколько она особенная и глубокая. В теле есть что-то, чего у души нет и никогда не может быть, и это своего рода тайна, запечатанная от нее. К этой тайне она страстно стремится, и этой тайны она боится.

Каждый из нас сейчас стоит у ворот своей «Земли Израиля». Перед нами те же преграды, что стояли тогда перед людьми, внутри нас раздаются голоса разных «разведчиков», и у нас есть скрытая сила прорваться сквозь преграды и перескочить к новому бытию, воспламеняющему воображение и желания. Это сложно, и даже кажется недосягаемым, но если мы углубимся мысленно в грех шпионов — и ответ последовавших за ним народом — мы получим советы, как пройти сквозь ширмы и препятствия.

Готовы? Давайте начнем.

Первая остановка

Внутренний конфликт

Мы состоим из двух разных и противоположных сторон. С одной стороны, плоть и кровь, погруженные в материю. С другой стороны, чистая душа желает Б-га и Его близости.

Нет никого, кроме меня…

Исходное сознание человека есть базовое ощущение того, что он является центром мира. Самое главное, вокруг чего все крутится, — это «Я», а все остальное — другие люди, животные и пейзажи — лишь «фон». Этот опыт прежде всего является осознанием маленького ребенка, искренне думающего, что все служит ему.

Это сознание подробно описано мудрецами в стихе: «помысел сердца человека зол от юности его» — когда он покидает чрево матери, ему дается злое начало». «Злое начало», еще до страстей и злобных помыслов, есть сознание самобытного существования, естественная само заинтересованность, присущая нам и подталкивающая каждого к тому, чтобы сначала позаботиться о себе. В хасидизме это сознание называется просто йешут-«сущность»: восприятие человеком самого себя как «есть», реально существующего, по отношению к которому все остальное, в том числе и сам Б-г, есть внешнее ощущение, существование которого незначительно.

По мере взросления, по мере усложнения самосознания, человек осознает своим разумом, насколько нелогично, что он является центром мира и что «нет никого, кроме меня». Мир существовал до моего рождения, и, как и я, окружающие думают, что их само существование важнее всего. Разум стремится обуздать выдающийся эгоизм и установить разумные отношения. И все же, как бы ни было неприятно это признавать, в основе личности остается, живое и брыкающееся, все то же эгоистичное переживание своего «Я».

Чистая душа

В противоположность сознанию самобытного существования, принадлежащему телу, душа есть «часть Б-га свыше», и как таковое ее сознание противоположно. Она не «гражданка мира», мир человеческих понятий тесен и узок в ее глазах. Она помнит место, откуда пришла, живет и дышит бесконечными просторами и глубинами, и переживает теснину физического тела и этого мира вообще, как изгнание. Для нее Б-г — центр, облик всего, и все ее желание — прильнуть к нему, исполнить его волю безо всякой личной причастности.

Тело и душа находятся в постоянном конфликте. Тело чувствует, что его существование важно само по себе, без нужды во внешнем оправдании, и что все крутится вокруг него. Душа восстает против этой лжи, хочет освободиться от эгоизма и прильнуть к центру реального мира, Творцу мира и его руководителю.

В заключение:

Жизнь человека представляет собой постоянное противоборство между его телесным эгоизмом, в центр которого ставится он сам, и его желанием, чтобы его душа отдалась Б-гу без какой-либо личной причастности.

Вторая остановка

Чего они боятся?

Принято объяснять, что противодействие разведчиков вступлению в Святую землю было противодействием отказу от духовности в пользу материальности. Удобнее было продолжать жизнь в пустыне, слышать слово Б-га из уст Моше и заниматься духовностью, когда все материальные потребности удовлетворяются свыше. В Земле Израиля народ Израиля будет обязан работать, чтобы производить хлеб из земли и строить на практике общественную жизнь, а духовность будет оттеснена. Вот почему разведчики описывали землю как «пожирающую своих обитателей» — материальность и ее притязания «проглатывает» внутренний мир человека.

Но Тора описывает здесь не только идеологическое сопротивление, но и глубокий экзистенциальный страх перед поражением перед жителями земли — «Зачем Б-г ведет нас в страну эту, чтобы пали мы от меча? Чтобы жены наши и малые дети стали добычей». В чем источник этого страха? Единая военная сила в шестьсот тысяч человек с соответствующим руководством, уже победившая Амалека, можно одолеть жителей земли, разделенной на маленькие королевства, каждое из которых в основном защищает себя.

Страх не всегда рационален. Источником страха является ощущение, что враг черпает свою силу из тайного места, даже если «на бумаге» он слабее. Когда народ Израиля предстает перед народами Ханаана, он чувствует, что они обладают силой, отвагой и смелостью, которых нет у служителей Б-га, считающихся с духовным миром и подчиненных ему. Кстати, в истории народа Израиля в Новое время именно этих качеств и добивались некоторые из первопроходцев, сторонившихся религиозного мира и даже влюблявшихся в «хананеев», из ощущения, что только тот, кто живет лишь в одном этом мире, верит и концентрируется на себе и своих силах, может изменить реальность. Мудрецы толковали это, чтобы, когда сыны Израиля говорили: «Поскольку он сильнее нас», они не только имели в виду, что жители этой земли сильнее нас, народа Израиля, но и намекали, что физические, еретические и дерзостные силы народов Ханаана, мол, сильнее «Его» Благословенного, «будто бы Хозяин не может оттуда вынести оттуда свои орудия».

Таким образом, страх разведчиков и народа был не только страхом падения из духовности к материальным хлопотам, но и страхом иметь дело со скрытой силой материальности этого мира, с силами «самости» и эгоизма, исходящими из скрытого источника, за пределами мира духовных понятий, к которым сыны Израиля привыкли в пустыне. Если вхождение в землю уподобляется нисхождению души в тело, то здесь нет страха только перед сокращением и притеснением жизни тела — материальное и физическое сопротивление духовной истине подрывает и угрожает мировоззрению души. Здесь требуется столкновение с источником силы тела, его прояснение и открытие того, как оно тоже вписывается в Б-жественное мировоззрение.

В заключение:

Разведчики боялись войти в землю, перейти от духовной жизни в пустыне к взаимодействию с незнакомыми силами материального мира.

Третья остановка

Бог не боится этого мира

Воистину, как у Благословенного нет материального тела, не дай Б-г, так и нельзя назвать его духовным. Следовательно, одни лишь ощущения тела противоречат служению Всевышнему, да и служение Всевышнему не может быть ограничено духовностью души. Только чудо связи между ними раскрывает «Творящего чудеса» — Который связывает духовное с физическим. Бог «смотрит» «сверху» на два восприятия вместе, духовное и физическое, которые не противоречат друг другу, а дополняют друг друга, и цель творения — перескочить разрыв и встретить противоположности — вхождение души в тело, жизнь народа Израиля в Земле Израиля.

Материальность имеет даже определенное преимущество, поскольку Б-г «жаждал Жилища в нижнем мире», именно, в материальном мире. Духовность признает свой источник и смиряется с ним, тогда как Б-г хочет самостоятельного ближнего, который взаимодействует с ним, как человек, стремящийся выйти из своего внутреннего мира и встретить супругу, или как отец, который хочет, чтобы его дети росли и были независимыми.

Эта независимость, которая на самом деле есть в материи, отражает Б-га и раскрывает Его больше, чем духовность! По правде говоря, только Б-г действительно существует сам по себе, без какой-либо предшествующей причины — «Его реальность из Его сущности». Этот ощущение существования на самом деле отражается в материальном, грубом и невосприимчивом мире, существование которого кажется вообще безусловным (настолько, что философы утверждали, что этот мир Кадмон – существует вечно), в то время как духовные существа чувствуют свой источник и само уничижаются перед ним, а материальный мир не осознает своего происхождения и чувствует себя независимым. В способности игнорировать Творца и даже относиться к нему с отрицательной наглостью есть чудотворное качество, «святая искра». Говоря языком хасидизма, «истинное бытие», истинная реальность Б-га отражается именно в «сотворенной реальности».

Эти качества, о которых само тело не подозревает, признаются душой. Несмотря на первоначальное неприятие, она с любопытством тянется к телу и хочет обнаружить спрятанную в нем Б-жественную искру. В этой встрече кроется ключ к исправлению обеих сторон — тело отражает душе более глубокую связь с сущностью Б-га, в непривычных ей изнутри качествах, а душа расшифровывает связь между телом и своим Б-гом и раскрывает ему то, что находится внутри него.

В то время как духовность прямо говорит о Б-ге, в физическом мире есть только намеки на Б-жественность. Страх разведчиков перед встречей с землей заставил их расшифровать все намеки, с которыми они столкнулись, в негативном ключе. Но если приезжают в Израиль из любопытства и доброй воли, понимают намеки наоборот — как движение пальца (или подмигивание) Творца, которое приглашает вас войти в землю, сулит успех и манит найти в ней Б-га.

В заключение:

Б-г не так духовен, как душа — Он создал и материальность, а не «стеснен» из-за нее. Цель творения — благодатная встреча духа и материи, которая раскроет новые Б-жественные качества и одарит Благословенного Жилищем в нижнем мире.

Четвертая остановка

Влюбиться в Землю Израиля

Переход от жизни в пустыне к жизни в стране Израиля зависит от готовности открыться новым и захватывающим вещам, от способности отказаться от хватания за мир привычных понятий в пользу несколько неожиданной встречи.

Это как ученый, живущий в мире рационально-логических понятий, который вдруг влюбляется в девушку. Его первоначальной тенденцией будет поиск логических объяснений своих ощущений; Но в тайниках своего сердца он также жаждет мира, в котором есть что-то за пределами строгих и обычных правил. Он хочет выйти из своего интеллектуального мира ради «иррациональной» любви, которая реализуется в мире эмоций и материи. Душа понимает, что Б-г выше разума и логики, и жаждет встретить Б-жественное чудо за ее обычными пределами.

На самом деле, послание разведчиков имело именно эту цель — поиск Б-жественного чуда в материальной реальности. Для этого мало объяснить достоинства земли — физический мир построен на реальных переживаниях и желаниях, и чтобы войти в землю, надо пробудить желание к ней. Мудрецы говорят, что хорошую трапезу нужно есть днем, чтобы также насладиться видом еды. Если воспользоваться примером о влюбленности, вспоминают высказывание мудрецов: «Мужчина не должен освящать женщину, пока он ее не увидит». Мало признать достоинство брака, в том, что любовь нужно реализовать и в этом мире — нужно влюбиться в конкретную невесту. Поэтому разведчики были отправлены на встречу с предназначенной им страной. Почему же тогда эта встреча оказалась таким жгучим провалом?

От холостяцкой жизни к женитьбе

Из-за боязни соглядатаев физических особенностей населенной земли, в отличие от пустыни, они отшатывались от особенных качеств Земли Израиля именно до тех пор, пока народ Израиля не сказал вслед за их словами «Сделаем себе вождя и вернемся из Египет». У Земли Израиля живое и бьющееся сердце, почти человеческое. Тора неоднократно подчеркивает, что земля чувствительна к своим обитателям, дает свои плоды в соответствии с их поведением и даже извергает их, когда они ей не подходят, — она ​​требует взаимности. Визит разведчика в страну подобен выходу парня на встречу, будучи не особо заинтересован в том, чтобы отказываться от мира холостяцкой жизни. Вместо того, чтобы напрягаться и проникать во внутренний мир девушки, с которой он встречается, он стремится к тому, чтобы она удовлетворяла его потребности, и разочаровывается, когда она не соответствует установленным им критериям. Тот, кто хочет жениться, должен использовать противоположный подход — он должен «направить свои мысли на понимание» невесты, увидеть скрытое в ней добро, которое обнаружится, если он только покорит ее сердце и будет ей предан. Если бы шпионы были готовы открыться и прислушаться к тайне земли, захотели изменить свои установки и посвятить себя неожиданности, они бы сразу влюбились в нее, и усилие приобрести и завоевать ее показалось бы им увлекательным и приятным.

Завоевание земли во внешней реальности и связь души и тела во внутреннем мире зависят от способности влюбляться. Если мы признаем преимущества материальности и будем стремиться «жениться» на ней и завоевать ее сердце, убедить ее в ее связи с Б-жественным, мы обнаружим другие глубины.

В заключение:

Хорошая связь между народом Израиля и Землей Израиля, а также между душой и телом зависит от открытости и умения слушать и влюбляться.

 Когда они приходят вот так — они обнаруживают свою Б-жественную искру, которая скрыта в физическом теле и земле, и могут по-настоящему соединиться с Богом.

ארכיון חוברות

  שלח קרח פ»ב archive-VANI/ly.

Урок для женщин

Заказать переведенные на русский язык книги рабби Гинзбурга можно по вотсапу +972 54 798 9682

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.