«Б-г испытывает праведника» (1)

Нифлаот, Хаей Сара 81

1. Тайна работы испытания

  1. Испытаниеизменение сущности праведника

Новая глава Ребе Рашаба

Мы заканчиваем день рождения Ребе Рашаба – 20-го Хешвана. В этом году он отпраздновал свой 160 день рождения (родился 20 Хешвана 5621 года), так что его глава во втором туре — одиннадцатая глава Теилим. Разберем подробно 5-й стих этой главы: «Б-г испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его». Как мы увидим, мудрецы толкуют этот стих о нашем праотце Аврааме, при испытании наложения пут на Ицхака (Акеда), относящемся к недельной главе, которая была в шабат. В этом году день рождения Ребе Рашаба отмечался в Шабат, так что в тот же день в Хитате изучалась глава Акеда — и в тот же день он начал эту главу, главу одиннадцатую. Это глава каждого ребенка, который достигает «десятилетний — для (изучения) Мишны»[1] (относится к раскрытию души (нешама— נשמהпосредством Мишны-משנה) — судя по всему, десятилетний мальчик относится к группе «Б-г испытывает праведного», его проверяют на знание мишнайот, которые он изучает.

«Бог испытывает праведных»

Мы будем учить из «Псалмов Менахема»[2], в которых собраны комментарии Ребе к Псалмам. Первый отрывок здесь[3] называется «Испытания праведников»:

Сказано в мидраше «Этот Создатель не проверяет шаткие сосуды, по которым достаточно ударить один раз, чтобы они сломались, и всякий, кто проверяет красивые сосуды, даже постучит по ним несколько раз, и они не разбиваются, поэтому Б-г испытывает не злодеев, а праведных, как сказано: Б-г праведника испытывает и написано: а Б-г испытывал Авраама».

У мудрецов есть три аллегории[4] о том, что Б-г испытывает только хороших, избранных, но не слабых — тех, кто может сломаться. Более известная притча про продавца льна, которое Ребе не цитирует здесь — мы прочитаем ее из другого места.

Есть комментарий раввина Яакова Йосефа бен Йеуда к началу Псалмов — с первой по 53-ю главу подряд. Замечательный комментарий, из которого мы уже узнали в прошлом[5] тайну тшувы: «в то же время, в том же месте и с той же женщиной». В его книге есть ссылка на обычай Бааль-Шем-Това читать Псалмы в соответствии с годами — он прожил 53 года, его толкования заканчиваются главой 53 в Псалмах (непрерывно и с начала, как указано выше). Видимо, каждый год он толковал свою главу Псалмов, согласно обычаю Бааль-Шем-Това.

В любом случае, глава одиннадцатая начинается цитатой из более известного мидраша:

Рабби Йонатан сказал, что продавец льна, если его лен был бракованным, не стучал по нему особенно, потому что он падает, а когда лен был качественным, он сильно стучал по нему, от чего он только становился все лучше и лучше. Подобным образом, Святой Благословенный не испытывает нечестивых, ибо они не могут выстоять, и испытывает праведников, о которых говорят, что Б-г их испытывает.

И мидраш приводит третью аллегорию:

Про хозяина дома, у которого было две коровы, одна сильная и одна слабая, на кого он наденет ярмо? на ту, которая много тянет, поэтому Творец испытывает только праведников, как сказано: «Б-г испытывает праведных».

Первая притча (о кувшинах) – из мира неодушевленного, вторая (о льне) из мира растительного, а третья (от двух коров) из мира животного. И важно отметить, что таким образом мудрецы намекнули, что, выдержав испытание, поднимаются по лестнице нисхождения миров и т. д. в совершенно иную реальность.

Аспект цадика — испытание в соответствии с его ценностью

Продолжим слова Ребе:

То есть, испытание цадика настолько трудное, что даже с точки зрения его духовного ранга оно считается испытанием,

Позже увидим, что Ребе основывает свои слова здесь на словах рабби Менахема Менделя из Городка (которые он не цитирует прямо из «При а-Арец«, а из книги «Дерех мицвотеха» от его имени). Он учит великому правилу, что каждое испытание — это испытание веры, и следует укрепляться и верить в Б-га даже если это противоречит простому смыслу и пониманию. Опять же, подробно объясняется в книге «При а-Арец«, в главе Вайера об Акеда — одном из самых замечательных отрывков «При а-Арец«, отрывке, в котором каждый должен быть сведущ.

Высказывание, которое здесь пишет Ребе, что даже для величайшего цадика испытание действительно является испытанием для него, объясняется словами «чем выше человек, тем больше его злое начало»[6]. Злое начало — это противодействующая сила, которая подвергает человека испытанию, и чем выше праведник, тем сильнее его начало, которое действительно может подвергнуть его испытанию, которому будет очень трудно противостоять.

Потому что его обычное служение согласно смыслу и пониманию, а испытание – на уровне, который выше смысла и понимания.

У всех — даже у Моше Рабейну — рутинная работа («привычная») соответствует пониманию и смыслу. Есть постоянный маршрут (связанный с вопросом обновления, которым мы занимались недавно)[7], который соответствует пониманию и смыслу, и испытание нарушает рутину и заставляет его подняться выше понимания и смысла.

И дело в том, что праотцы, которые были Колесницей Б-га и господствовали над 248-ю органами своего тела, до Давида [он тоже является частью Колесницы и имеет особую ступень] «который изнурил себя постами», возможны у них испытания ]даже больше испытаний[, как здесь цитирует Мидраш стих: «И испытал Б-г Авраама».

В испытании Акеда, десятом и последнем испытании нашего праотца Авраама, он укреплялся словами «Ãвайе, один». И намек: אברהם עמד בעשרה נסיונות[8] (Авраам выдержал десять испытаний) = 1521 — Ãвайе один (39) в квадрате!

Три вида работы  отбор, испытания и объединения

Чтобы объяснить суть испытания, Ребе будет проводить различие между работой отбора и работой испытания. Главное, что мы хотим развить из этого раздела, — это рассмотреть три вида работы. Здесь упоминаются только два: работа отбора и работа испытаний. Много говорится о работе отбора, а иногда — «Бог испытывает праведных» — является работой испытаний, которая требует полного перехода фазы. Мы много говорили о работе испытаний на уроках «Я хотел бы научить тебя ]правильно[ понимать»[9]. Но есть еще одна работа – как известно, также упоминаемая в Тании[10] — работа объединения, еще один вид служения Всевышнему. Мы хотим вынести из этой выдержки высказывания Ребе размышление о взаимосвязи между этими тремя работами.

Ребе сказал, что «работа по отбору-бирурим окончена»[11], он просто имел в виду, что теперь переходим к работе объединения[12] хаш-маль (буквальный перевод «молчать-говорить» по методу Бааль-Шем-Това – прим. перевод.). Но всякий раз, когда есть хаш-маль — есть еще один маль посередине – маль в значении брит мила[13], также одно из десяти испытаний Авраама Авину — и это работа испытаний. Работа объединения будет в основном в будущем – это как бы станет рутиной, путь в будущее, когда уже занимаются не отбором-бирурим, а объединением-ихудим. Скоро разовьем эту мысль дальше.

Между самоотверженностью и испытанием

Ребе объясняет, что испытание — это то, что нельзя понять (в процессе испытания): поскольку испытание — это не то, смысл чего можно постичь разумом,

И также, когда логика требует преданности, которая выше смысла и понимания, все же это относится к смыслу и пониманию.

]Подобно тому, что объясняется относительно «окружающего света», который, будучи «окружающим светом», относится во всяком случае к мирам[,это правило в работе отбора.

Он говорит тут большое нововведение – самоотверженность умереть, освящая Имя Всевышнего, — это еще работа отбора, а не работа испытания.

Обычно при работе испытания не нужно отдавать душу, но есть ситуации, которые требуют самоотверженности – когда знают, что это согласно Ãлахе. Как раввин Эльханан Вассерман (да отомстит Б-г за его смерть), который преподал своим ученикам урок о заповедях освящения имени Б-га до того, как все были убиты во время Холокоста. В Торе есть мицва самоотверженности, можно понять ее рамки — поэтому для праведников сама самоотверженность — простая вещь, не считающаяся испытанием, как видно из слов рабби Менделе из Городка.

Самоотверженность выше смысла и понимания, но она не противоположна смыслу и пониманию, в отличие от испытания:

Но работа испытаний противоположна смыслу и пониманию, подобно испытанию Авраама, которому сначала Всевышний сказал: «ибо лишь потомки Ицхака будут называться потомством твоим», а позже он сказал ему «и принеси его в жертву», то есть смыслу и пониманию здесь нет места, и во всяком случае он не обдумывал услышанное от Всевышнего.

Есть еще одна ступень: после того, как Авраам пришел, чтобы выполнить приказ, который выше смысла и понимания: «и принеси его там в жертву всесожжения»[14], ангел сказал ему: «Не убивай юношу»[15]. Кажется, происходит изменение воли, что невозможно сказать в отношении Творца (ведь о Б-ге написано: «ибо Я, Б-г, не изменился»[16], у Всевышнего нет изменения воли, не дай Б-г). Есть три этапа – «ибо лишь потомки Ицхака будут называться потомством твоим»[17], «и принеси его там в жертву», «Не убивай юношу» — да-нет-да. Б-г говорит — как цитирует Раши в Пятикнижии — что на самом деле «Я не изменился», все — одно, и это открывается только после того, как человек выдерживает испытание.

И это также поможет понять другой вопрос, почему, на первый взгляд, испытание Акеда относится к Аврааму, а не к Ицхаку, ведь наложение пут на жертвеннике было проведено именно с Ицхаком, а не с Авраамом? И рабби Менахем Мендель из Городка объясняет, что испытание заключалось не в самом наложении пут, а в том факте, что Авраам не размышлял о мерах Б-га.

Другими словами, главное испытание происходит в облачении мысли, на внутреннем уровне — не размышлять, — а на самом деле это приводит к отмене облачения мысли, как мы еще объясним. В ссылках здесь указывается книга «Дерех мицвотаха«, где в конце книги есть большая статья о работе испытания, со слов: «после» и ее объяснение. Во всяком случае, это целая статья в «При а-Арец«. Он спрашивает, почему «связывание Ицхака» называется десятым испытанием Авраама, и почему первое испытание прямо не фигурирует в Торе — готовность к самопожертвованию Авраама в Ур Касдим. Объяснение то же самое — для них, Авраама и Ицхака, цельных праведников, которые в аспекте Колесницы, самопожертвование не в новинку. Оно приходит от окружающего света, который выше смысла и понимания, но не от сущности, от противоположности смыслу и пониманию. Новинка в том, чтобы выдержать испытание верой, а не размышлять о мерах Б-га.

Раскрытие посредством выдерживания испытания

И когда цадик выдерживает это испытание, тогда в нем раскрывается высокая ступень души – аспект ехиды,

поскольку «простая» преданность приходит из аспекта окружающего света, видится, что выдерживание испытания – которое выше сути самоотречения – соответствует субстанции ацмут (сущности), которая является «дальним окружающим светом» – ехида леяхдех[18], близкий (прямой) окружающий свет – принадлежит к мирам, к реальности. Хотя он выше разума он принадлежит к нему. Ехида — окружающий (отраженный) свет, в движении отказа от разума, против разума. Он – дальний окружающий свет – «предопределения древние верны, истинны»[19].

Ребе добавляет здесь достоинства ехиды:

Выше смысла и понимания, выше ограничений времени и пространства.

 Красиво сказал, поставив соответствие между смыслом и пониманием и временем и пространством, и сказал, что то, что выше смысла и понимания, оно выше времени и пространства. Ребе не пишет, но понятно, что можно сделать частное соответствие – которое объясняет вообще, зачем нужно два слова — смысл и понимание – не достаточно сказать «ваше разума». Очевидно, что смысл соответствует времени, а понимание – пространству, как говорят: «понимание места». Смыслы меняются, обновляются, как время. Само слово זמן (время) сокращение от [20]זה מן(это ман), который имеет разные вкусы[21]. В кетере-короне, корень даат-познания находится в рацон-желании, а корень смысла — в таануг-удовольствии; удовольствие и желание — это корни времени и места. Но выше удовольствия и желания есть простая вера — выше смысла и понимания, и выше времени и места.

И таким образом он удостаивает всех, кто следует за ним, чтобы у них также были силы совладать с собой и выдержать испытание.

Здесь источник того, что мы всегда объясняем[22]: когда человек полностью ломает разум, логику, в душе происходит своего рода «мутация» — положительная «мутация», когда речь идет об испытании праведника — и как только происходит сущностное самобытное изменение себя, оно передается по наследству. Вот почему мы «верующие, сыны верующих»[23] — именно вера переходит по наследству от нашего праотца Авраама, «главы всех верующих»[24] (как написано: «взгляни- תשורי с вершины –веры-אמנה«[25]תשורי – буквы ירושת). אמונה по гиматрии сыновьяבנים – веру наследуют сыновьям[26]. Чтобы обрести силу веры, ехиды в душе, нужно испытание — и это испытание сработало. Вот почему Б-г испытывает праведников – что приводит к изменению сущности настолько сильно, что изменение передается по наследству.

Суть выражения, что испытание полностью выше от смысла и понимания и является аспектом ехиды. И намек — “למעלה מטעם ודעת“ («выше от смысла и понимания»), распространенное выражение в хасидизме – равно 22 раза יחידה-ехида, Имя Шадай с наполнением (שין דלת יוד)  =314, и еще 500, “פרו ורבו“ («плодитесь и размножайтесь»), величина наполнения[27]. Если мы добавим само слово יחידה, то уже получается произведение חיה * יחידה: “זה הדבר אשר צוה הוי׳“ («это то, что повелел Б-г»[28]),  пророчество Моше Рабейну — Аспаклярия меира («прозрачное стекло»), пришедшее из этой стадии.

(продолжение следует)

 

 

 

[1] Авот 5, 21.

[2] Следующая цитата из издания 5774 года.

[3]שמקורו ד“ה “למען דעת“ תשי“ג .

[4] בראשית רבה נה, ב ותנחומא וירא כ(относительно Авраама и Ноаха см. Берешит раба 32, 3; 34, 2.)

[5]שיעור הכנה לסליחות — כ“ד אלול תש“ס .

[6] Сукка 52, 1.

[7]ראה שיעור “תחילת החסידות“ שנדפס לעיל בחוברת.

[8] Начало и конец букв = 572 = כב־יחד * הוי׳ (22 * 26), тайна כו־כב, средние буквы =949 = 13* 72, אהבה * חכמה = אהבת ישראל.

[9]  Тания, Святое послание 11, которую мы разбирали на уроках от 22-го Адара до 8-го Нисана 5780 года.

[10] Тания, Святое послание.26

[11]  ובכ“מ.(ע“פ שיחת שמח“ת תרפ“ט של הרבי הריי“צ) שיחת יום ב׳ דר“ה תשמ“ז; שיחת פרשת ויצא תשנ“ב

[12] См. «Тева йеуди«, статья «Тикун адаат«.

[13]  .כש“ט (קה“ת) כח

[14] Берешит 22, 2.

[15] Берешит 22, 12.

[16] Малахи 3, 6.

[17] Берешит 21, 12.

[18] Как объясняется в Тании (главы 18-19), что самопожертвование приходит из сфиры хохма, которой соответствует хая (מלכות־נפש, מדות־רוח, בינה־נשמה, חכמה־חיה, כתר־יחידה).

[19] Йешаяу 25, 1.

[20] Эмуна вемудаут, статья “האמונה במעגל השנה», стр. 106 и в др. местах.

[21] См. Раши на Бемидбар 11, 5.

[22] ראה על ישראל גאותו פכים חביבים טז (עמ׳ שכז ואילך)

[23] שבת צז, א; שמות רבה ג, יב; תנחומא שמות כג.

[24] Шмот раба 23, 5.

[25] Шир а-ширим 4, 8.

[26] (Сын Авраама = Б-г испытывает праведных) “הוי׳ צדיק יבחן“ = “בן אברהם» , «и благословил Авраама во всем» (Берешит 24, 1), см. Раши.

[27] רזיאל המלאך ד“ה “מאל אביך“;  מובא בקהלת יעקב ערך ׳פריה ורביה׳.

[28]  שמות טז, טז ו־לב; לה, ד;

במדבר ל, ב; לו, ב

. ויקרא ח, ה; ט, ו; יז, ב;

 

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.