«И молил Ицхак»

Глава Толдот 81

Толкования Рава Гинзбурга на Ноам Элимелех

«И молил Ицхак Б-га за жену свою, так как она была бесплодна, и ответил ему Б-г на молитву его, и зачала Ривка»[1]. Комментарий Ноам Элимелеха: Чтобы продолжить благословение на потомство, жизнь и пропитание, нужно атъарута делетата (пробуждение снизу), и поэтому цадик, который занят вознесением хвалы и прославлением Всевышнего, должен немного спуститься со своей ступени и сказать свое слово на эту тему. Молитва Ицхака была только в преданности, хвале и прославлении Б-га, в отличие от Ривки («за жену») «так как она бесплодна» и хочет сыновей, пока Б-г не изменил его мысли: «ответил ему Б-г», в значении «перевернул», подобно: «Желание благоговеющих пред ним делает»[2]: Б-г побуждает праведников молиться о материальности. «Мое потомство, жизнь и пропитание зависит не от заслуг, а от мазаля (судьбы)»[3]– заслуги, то есть [очищение] и ясность», а мазла = хлеб-соль (מזלא = לחם־מלח), то есть, желание источать-влиять (подобно: «лить воду из ведер»).

Мое потомство, жизнь и пропитание в мирах Би»я

«Мое потомство, жизнь и пропитание» соответствуют трем нижним мирам, сокращенно, Би»я (בי“ע) , в которых существует отдельное самосознание, но праведник со своей стороны находится в мире Ацилут и не высказывает мнение о «реальности и отдельных вещах». В частности, потомство относится к миру Брия (от бар-сын на арамейском): «выход наружу» из Б-жественного мира Ацилут; жизнь относится к миру Йецира, миру эмоций, в котором главное «красота тела» (жизнь и здоровье); пропитание относится к миру Асия, приобретению и собственности, когда заработок добывается с трудом из-за проклятия Адама, первого человека (из-за его греха образовался наш мир действия): «В поте лица твоего будешь есть хлеб» в нижнем  мире,  о котором написано: «даже Сотворил (аф аситив)». בני חיי מזוני = ברא — все включено в бар-сыновья мира Брия-творения — «бар» также означает еда, и «Кто дал жизнь, тот дал и пропитание»), и поэтому (жизнь также включена в «бар»). בראשית = שלשה דברים יחד (Берешит = три вещи вместе), таким образом “בראשית ברא“ — «В  начале сотворил» означает три эти вещи — «мое потомство, жизнь и пропитание».

Цадик, со своей стороны, находится в вечности: «он в вечности-нецах», занимается вопросами жизни вечной = Ицхак (נצחיים = יצחק), тогда как потребности настоящего в «моем потомстве, жизни и пропитании» – в мирах Би»я, что соответствует буквам הוה Имени הוי׳, в значении «вся реальность (הוה) ущербна» (закон энтропии и т. п.), но Ривка праведница (она в величии, hоде) и у нее есть верное ощущение дел преходящих («мое лицо исказилось»).

Заслуга и судьба

Мужчина-праведник со своей стороны очищается и обращается вверх, а женщина — это судьба-мазаль, продолжение в нижние миры (принято, что «мазаль» — имя женское). «Какая женщина подходящая – которая делает желание мужа» – женщина поступает правильно, делая-исправляя желание мужа, чтобы «он спустился из мира Ацилут на ступень ниже] желая продолжения миров[» (объясняется, что мужчина из мира Ацилут в начале хочет только черпать силы от своей матери, до тех пор, пока у него не появится желание жениться и влиять на нижние миры[4]).

Но для того, чтобы молитва мужчины была принята, он должен действительно этого хотеть (молитва должна как бы произноситься сама собой: быть «привычной в его устах»), как желание его жены («за жену»), чтобы превратить его первую природу в исправленную вторую природуטבע שני = אמת  (вторая природа = истина), инициалы  “אשה מזרעת תחלה“ («женщина сеет первой»), он подавляет себя ради мысли и воли жены, подобно предназначению «Жилище в нижнем мире», когда Творец (подобно «мужчине») отменяет свою волю ради воли Израиля («женщины»)!

[1] Берешит 25, 21.

[2] Теилим 145, 19.

[3] Моэд катан 28, 1.

[4]כמבואר בתניא קו“א קטע שני .

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.