Через собственное понимание

Актуальный аспект урока Рава И. Гинзбурга

Мудрецы говорят, что первые четыре Пятикнижия сказал Моше Рабейну «устами Б-га», а последнее — Второзаконие — «от себя».

Разумеется, «все — Тора и Моше произносит ее от имени Б-га» и «Тот, кто говорит, что Тора не от Б-га, даже один стих, одна буква, если сказал Моше (по своей инициативе) из собственных уст, то такой человек отрицает Тору», и тут речь идет о двух ступенях в раскрытии Торы: Первые Пятикнижия — это пророчество самого высшего порядка — пророчество Моше Рабейну, рабби всех пророков, пророчествующего через светящуюся Аспаклярию (как тот, кто смотрит через прозрачное стекло), — в котором слово Б-га нисходит сверху вниз с небес «чистым» и только «проходит» через Моше. С другой стороны, Пятикнижие Дварим сказано посредством Духа святости (как дополнительное разъяснение «от самого себя» (которое происходит снизу-вверх — слово Б-га облекается в Моше Рабейну и исходит от него, от его личности и интеллекта: «Шхина говорит из горла Моше» (причем Второзаконие или «Мишней Тора» — это корень устной Торы, которая, как известно, поднимается снизу к письменной Торе) и чудесный намек: מפי הגבורה“ ־ “מפי עצמו“ =נבואה־רוח הקדש !

(«из уст Б-га» — «от себя» = Пророчество — Дух святости!)

В чем корень разницы? Первые четыре Пятикнижия были сказаны Моше поколению пустыни, а Второзаконие — поколению, которое вошло в Святую землю. Поколению пустыни — «поколению познания» (принадлежащего Моше Рабейну, разуму общности Исраэля), душам мира Ацилут — подходит принимать слова Б-жьего небесным и высшим образом. По сравнению с ним, поколение тех, кто вошел в Святую землю, — более низкое поколение душ мира Брия, (принадлежащее более низкому руководству, руководству Иеошуа бин Нувина, «продолжения Моше в каждом поколении»), нуждается в Торе, что восходит снизу-вверх, поскольку «истина из земли будет расти», в слове Б-га, которое восходит из низшей реальности, которой оно должно заниматься.

В пустыне (и т. п. — в изгнании в «пустыне народов(» в основном занимаются созданием -выделением народа Израиля и раскрытием Творца как «нашего Б-га», «Б-га Израиля» (и поэтому на горе Синай »спустилась ненависть-синъа к народам мира»), а в земле Израиля занимаются раскрытием Творца в самой реальности, как «Царя мира» (до тех пор, пока не произойдет: «И будет, в последствии дней утвердится гора дома Б-га как вершина (всех) гор… и устремятся к ней все народы»). И намек: (Исраэль-мир – две цели раскрытия Б-жественности)

ישראל־עולם = מפי הגבורה“ ־ “מפי עצמו=נבואה־רוח הקדש !

(Исраэль-мир = «из уст Б-га» — «от себя» = Пророчество — Дух святости)!

В общем, чем больше удаляются от синайского откровения — источника пророчества сверху, — тем больше акцент делается на Духе святости внизу. Когда, в частности, это постоянные отношения между поколениями — Тора, данная нам от предыдущего поколения, — в аспекте пророчества («Тора с небес»), а изучение Торы и ее применение в настоящем – в аспекте Духа святости мудрецов нынешнего поколения. Но речь идет не только о «нисхождении поколений» (сверху вниз), но и о «восхождении поколений» (снизу-вверх) к Геуле, которой «заразил» Моше весь Израиль силой раскрытия Торы «из собственных уст». Тогда, когда «я изолью свой дух на всякую плоть и будут пророчествовать ваших сыновья и дочери и т. д.», Каждый удостоится откровения Торы «из своих уст» — согласно его особому характеру, «я дал свою Тору в вашей среде, и я напишу ее в ваших сердцах», — и сама собой осуществится – «и никто не будут больше люди учить друг друга… потому что все будут знать Меня от самых маленьких до самых больших».

Перевод с иврита статьи «מפי עצמו» из еженедельника Нифлаот, Дварим, 5780, ст. 4.

 

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.