«Семь пастырей» — 13-й день

Основа героизма

Рав И. Гинзбург

Наш праотец Ицхак и наша праматерь Ривка — «идеальная пара» в Торе. Для этого утверждения есть несколько веских причин. Во-первых, написано однозначно, что Ицхак любит Ривку. Во-вторых, у Авраама и Яакова было несколько жен, в то время как у Ицхака и Ривки — только он и она, «одна она – голубь моя, непорочная моя» — точно так же, как Ицхак не покидает Святую Землю, поэтому он не думает жениться на еще одной женщине. И в-третьих, Тора описывает брак Ицхака и Ривки на особом языке: «И вот, Ицхак играет [в значении «развлечение»] с Ривкой, своей женой». Интимные отношения между супругами — это выражение меры основа-йесод, а святой союз Ицхака — основа героизма.

Мы видели, что имя Ицхака намекает на смех и веселье, которые проявляются именно в героизме и трепете, страхе Ицхака. Где проявляется веселье героизма? В мере основы-йесод. Здесь «Ицхак смеется» — самое близкое действие, чтобы смеяться с самим Ицхаком. То есть тот, кто совершенен в трепете, может создать с другим очень глубокую связь. И поскольку связь Ицхака является концентрированной и «качественной», он отдает себя, раскрывая свою самобытную внутреннюю сущность.

Между праведником Йосефом (мера основы) и Ицхаком существует особая связь. Ицхак с самого начала знал, что Йосеф жив, и это выражено намеком в том, что мера основы Ицхака остается активной, Йосеф в Ицхаке – основа героизма. И еще: веселье Ицхака, «Ицхак смеется», вновь раскрывается в потомстве Йосефа: «Разве Эфраим не дорогой мне сын? Разве он не забавляющееся дитё?». Об Йосефе сказано: «Йосеф (буквально: «добавит») Б-г мне другого сына», и в хасидизме объясняется, что силой Йосефа можно превратить «другого» в «сына»: вернуть к Б-гу далеких – точно так же, как Ицхак хотел вернуть Эйсава. Не случайно принято давать два этих имени «Йосеф Ицхак» новорожденным мальчикам, подобно имени покойного Ребе Раяца из Любавичей, дай нам Б-г удостоиться идти его путем.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.