Выйти из кризиса!

Ноах

Из книги «Искры из глубин»

Кризисы в современной еврейской истории

 С помощью модели из четырех кризисов мы можем кратко объяснить процессы, оказывающие влияние на народ Израиля в последнее время.

Мир еврейской диаспоры – старое и доброе еврейское местечко – похож на разрушенную мечту. Теперь о нем можно лишь читать яркие, полные жизни описания (воспоминания Ребе Раяца Сефер зихронот и рассказы Агнона), видеть его на  картинах Шагала, где перед нами предстает утопически- сказочный мир мечты с ароматом Ган Эдена (хотя, конечно, не все там было хорошо). Но эта мечта была разрушена. Еще до катастрофы европейского еврейства в местечках начался страшный духовный распад.  Роль змея играло движение hаскала (соблазнявшее отведать вкус плода с Древа Познания), и евреи внезапно оказались за пределами Ган Эдена. Аура старого идишкайта исчезла, теплица взломана, и злые ветры проникли внутрь. Мы уже никогда не сможем побывать в том местечке, которое существовало до войны. Наша задача теперь – поправить то, что можно, в современном мире.

Второй кризис – это, конечно, ужасная катастрофа, когда весь еврейский мир был разрушен, целые общины стерты с лица земли, и уцелевшие от гибели должны были начинать с нуля, как после Потопа. Главная задача – не сдаваться и понять, что, если удалось чудом выжить (даже если и не знаю, чем я это заслужил), цель теперь – смотреть вперед и строить новый мир.

Параллельно тому, что происходило с еврейским народом в диаспоре, стала расти еврейская община в Эрец-Исраэль. При всем чуде возвращения в Сион – когда община Израиля, подобно ковчегу Ноаха, была спасена от Потопа замечательным Провидением, – создание самого государства напоминает разочаровывающее строительство Вавилонской башни. Почему? Потому что, вместо того чтобы построить страну на основе Торы и нашего выбора, открыто признавая, что «мы с Б-гом», пытаются создать нацию исключительно на основе внешнего сотрудничества между людьми, намеренно оставив Б-га Израиля «за кадром» (таким же было и восприятие действительности большинством строителей Вавилонской башни). Следующий кризис не заставил себя долго ждать: после первых лет, когда еще чувствовалось единодушие «спасшихся от меча», настали годы разочарований, и национальное единство начало разрушаться. Усилилась поляризация между различными группировками растущей нации; национальный кризис выразился в распространенном повсеместно тяжелом явлении  йериды (эмиграция из Израиля), громогласно объявляющем: в эти игры играйте без нас… Исправление должно идти путем Авраама, Ицхака и Яакова: создать «национальный дом» на основе еврейской уникальности и поднять знамя Торы и веры как флага подлинного еврейского государства.
И, наконец, четвертый кризис, в самом разгаре которого мы находимся, это рабство. Мы не всегда чувствуем его – и иногда это самая большая беда, означающая, что мы усвоили чужой менталитет, говорим и думаем шаблонами, заимствованными из чуждой культуры, сковывающей нас и порабощающей. Одним из острейших проявлений этого стало опасение типа «что скажут другие народы», и это, возможно, самый «последовательный» принцип политики всех израильских правительств последнего времени.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, мы должны начать недвусмысленно говорить о долгожданном настоящем лидере –  Машиахе. Само это обсуждение научит нас думать и чувствовать по-еврейски. Ему предстоит освободить нас от рабской ментальности, и он возглавит настоящий переворот, чтобы нам стать «государством коэнов (всем сердцем служащих Б-гу) и народом святым». Исход из египетского рабства был «с гордо поднятой головой» на глазах у всех – такова будет и предстоящая Геула, скоро, в наши дни, и все станет на свои места. И так же, как Исход из Египта завершился дарованием Торы, так в период истинной и полной Геулы раскроется «новая» Тора, которая есть глубинная суть той вечной Торы, которую мы получили на горе Синай.

Фрагмент из главы Ноах книги рабби Гинзбурга «Искры из глубин»

Блог

 

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.