Кризисы в современной еврейской истории
С помощью модели из четырех кризисов мы можем кратко объяснить процессы, оказывающие влияние на народ Израиля в последнее время.
Мир еврейской диаспоры – старое и доброе еврейское местечко – похож на разрушенную мечту. Теперь о нем можно лишь читать яркие, полные жизни описания (воспоминания Ребе Раяца Сефер зихронот и рассказы Агнона), видеть его на картинах Шагала, где перед нами предстает утопически- сказочный мир мечты с ароматом Ган Эдена (хотя, конечно, не все там было хорошо). Но эта мечта была разрушена. Еще до катастрофы европейского еврейства в местечках начался страшный духовный распад. Роль змея играло движение hаскала (соблазнявшее отведать вкус плода с Древа Познания), и евреи внезапно оказались за пределами Ган Эдена. Аура старого идишкайта исчезла, теплица взломана, и злые ветры проникли внутрь. Мы уже никогда не сможем побывать в том местечке, которое существовало до войны. Наша задача теперь – поправить то, что можно, в современном мире.
Второй кризис – это, конечно, ужасная катастрофа, когда весь еврейский мир был разрушен, целые общины стерты с лица земли, и уцелевшие от гибели должны были начинать с нуля, как после Потопа. Главная задача – не сдаваться и понять, что, если удалось чудом выжить (даже если и не знаю, чем я это заслужил), цель теперь – смотреть вперед и строить новый мир.
Параллельно тому, что происходило с еврейским народом в диаспоре, стала расти еврейская община в Эрец-Исраэль. При всем чуде возвращения в Сион – когда община Израиля, подобно ковчегу Ноаха, была спасена от Потопа замечательным Провидением, – создание самого государства напоминает разочаровывающее строительство Вавилонской башни. Почему? Потому что, вместо того чтобы построить страну на основе Торы и нашего выбора, открыто признавая, что «мы с Б-гом», пытаются создать нацию исключительно на основе внешнего сотрудничества между людьми, намеренно оставив Б-га Израиля «за кадром» (таким же было и восприятие действительности большинством строителей Вавилонской башни). Следующий кризис не заставил себя долго ждать: после первых лет, когда еще чувствовалось единодушие «спасшихся от меча», настали годы разочарований, и национальное единство начало разрушаться. Усилилась поляризация между различными группировками растущей нации; национальный кризис выразился в распространенном повсеместно тяжелом явлении йериды (эмиграция из Израиля), громогласно объявляющем: в эти игры играйте без нас… Исправление должно идти путем Авраама, Ицхака и Яакова: создать «национальный дом» на основе еврейской уникальности и поднять знамя Торы и веры как флага подлинного еврейского государства.
И, наконец, четвертый кризис, в самом разгаре которого мы находимся, это рабство. Мы не всегда чувствуем его – и иногда это самая большая беда, означающая, что мы усвоили чужой менталитет, говорим и думаем шаблонами, заимствованными из чуждой культуры, сковывающей нас и порабощающей. Одним из острейших проявлений этого стало опасение типа «что скажут другие народы», и это, возможно, самый «последовательный» принцип политики всех израильских правительств последнего времени.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, мы должны начать недвусмысленно говорить о долгожданном настоящем лидере – Машиахе. Само это обсуждение научит нас думать и чувствовать по-еврейски. Ему предстоит освободить нас от рабской ментальности, и он возглавит настоящий переворот, чтобы нам стать «государством коэнов (всем сердцем служащих Б-гу) и народом святым». Исход из египетского рабства был «с гордо поднятой головой» на глазах у всех – такова будет и предстоящая Геула, скоро, в наши дни, и все станет на свои места. И так же, как Исход из Египта завершился дарованием Торы, так в период истинной и полной Геулы раскроется «новая» Тора, которая есть глубинная суть той вечной Торы, которую мы получили на горе Синай.
Фрагмент из главы Ноах книги рабби Гинзбурга «Искры из глубин»