Очарование

Берешит

Из книги «Икры из глубин»

Закончились осенние праздники. И теперь, проснувшись утром, мы должны открыть Тору с самого начала, читая и комментируя каждую неделю новую главу из нее, начиная с книги Берешит («В начале») и с субботы Берешит.

День памяти (йорцайт) праведника рабби Леви-Ицхака из Бердичева, заступника всех евреев, отмечается 25-го тишрея – незадолго до субботы Берешит. Поэтому начнем с толкования из книги рабби Леви-Ицхака «Кдушат Леви» («Святость Леви») на последний стих недельной главы:

«А Ноах (Ной) снискал приязнь в глазах Б-га» – от всего, что праведник [экзистенциальное ощущение которого любовь и трепет пред Всевышним] видит в мире, он [получает новый] импульс в служении Творцу. Если он видит кого-то, кто, не дай Б-г, жаждет запретного, он и эту жажду использует как рычаг для служения Творцу. Ему не дает покоя мысль: «человек способен так желать действия запретного, преходящего и мимолетного?!» И эта мысль еще больше воспламеняет в нем жажду служения Б-гу, служения [в наслаждении] непреходящем и вечном!..»

Абзацем ранее мы читаем в Торе: «И видели сыновья сильных мира сего женщин и брали себе кого хотели [даже замужних]…». Говорит нам Тора, что в то время в мире царила особая атмосфера нехорошего, похотливого очарования. У женщин была особая «приятность» в глазах мужчин, распалявшая в них похоть.

«А Ноах снискал приязнь в глазах Б-га» – Ноах увидел в мире силу этого очарования и сумел поднять ее до уровня святости, взять ее на службу Творцу. Он решил: «Если женское очарование так привлекательно и вызывает такие страсти, то тем паче нужно стремиться снискать приязнь в глазах Б-га, неукоснительно соблюдая Его законы!»

В этом отрывке рабби Леви-Ицхак пользуется известным правилом Бааль-Шем-Това (учителя рабби Леви-Ицхака), согласно которому праведник поднимает упавшие «вниз» духовные качества к их корню – к святости. Праведный Ноах видит, что в современном ему мире подлинное женское очарование втоптано в грязь, повсюду царят позерство, ложь и разврат. Мужчина может по прихоти взять любую женщину, не считаясь ни с чем и ни с кем, и напрочь отсутствуют какие-либо рамки приличия. В такой ситуации кажется, что красота порочна по сути своей и непригодна для служения Всевышнему. Однако праведник видит скрытую суть явления: сама по себе красота чудесна, но подпала под власть зла. Он понимает, что его задача – исправить ситуацию и поднять это качество, вернув его к корню. Поэтому, живя в мире порока, Ноах превращает его в святость и, словно праведная женщина, которая стремится нравиться только своему мужу, он старается «нравиться» Всевышнему. Хотя Ноах не смог спасти свое поколение, его поведение является примером служения праведника в проблематичной реальной ситуации: он берет с собой в ковчег свойство красоты и с его помощью заново строит этот мир.

Извращенное видение

Рабби Леви-Ицхак приводит следующий стих для описания негативного очарования: «И видели сыновья сильных мира сего женщин – как прекрасны они, и брали себе кого хотели [даже замужних]…». Итак, извращенность начинается с нескромных взглядов: «И видели…». Броская, но фальшивая красота привлекает к себе именно беззастенчивые взгляды, которые неминуемо приводят к губительным последствиям.

Здесь мы продолжим размышлять на эту тему, проследив ее развитие на протяжении всей главы Берешит: в рассказе о Сотворении мира каждый день Акта Творения заканчивается словами: «И увидел Б-г, что это хорошо». Эта фраза повторяется (с незначительными изменениями) семь раз на протяжении описания шести дней Творения! Очевидно, что у Творца вѝдение Творения позитивно, поскольку оно всегда связано со словом «хорошо» и означает, что после Акта Сотворения мира Творец «остался доволен» делами своих «рук» и желает, чтобы его Творение продолжало существовать.

Но в дальнейшем ситуация изменяется: мы сталкиваемся  с ошибочным, превратным вѝдением (самообманом) уже в Ган Эдене. Сначала бросается в глаза описание сада: «всякое дерево, приятное на вид», далее змею удается искусить женщину, сказав: «в день, когда вы вкусите плодов его и раскроются ваши глаза…», и его затея удается – женщина поддается соблазну: «И увидела женщина, что плоды этого дерева превосходны для пищи…». Выходит, что грех, связанный с Древом Познания добра и зла – источник всех проступков, начался с искаженного восприятия увиденного! Здесь содержится также намек на негативное изменение самого свойства привлекательности (хен, חן): первый раз в Торе буквы хет и нун появляются рядом друг с другом в выражении «приятный глазу», נחמד למראה, а сразу после греха они поставлены в обратном порядке: «и у обоих открылись глаза», «ותפקחנה עיני שניהם».

В следующий раз мы обнаруживаем ошибочное вѝдение в стихе: «И видели сыновья сильных мира сего …», а в конце главы происходит нечто иное: «Однако Ноах (נח) снискал приязнь (хен, חן) в глазах Ãвайе». Заметим, что сначала в этом предложении появляется слово נח, а позже חן (те же буквы в обратном порядке). Это явление симметрии имеет связь со словами, рассмотренными нами ранее: נחמד, ותפקחנה, и содержит намек на то, что здесь начинается исправление испорченного.

Теперь мы можем проследить за четырьмя этапами изменения восприятия увиденного – в самом начале оно верное, затем спускается и падает в пучину зла (в грехе, связанном с Древом Познания, и далее – в грехе разврата), но, в конце концов, оно поднимается из падения, превращаясь в добро стараниями Ноаха.

Хохмá – вѝдение Всевышнего

Если мы хотим подробно исследовать это явление, то должны сопоставить его с одной из хорошо исследованных и понятных структур внутренних пластов Торы, Каббалы и хасидизма. Представляется самым подходящим в этом случае сравнить эти четыре этапа с основной каббалистической структурой из четырех букв. Эта структура – Имя Ãвайе, где его четыре буквы соответствуют сфирот хохмабинамидотмалхут, с помощью которых Всевышний управляет реальностью и которые соответствуют строению души человека.

Следует подчеркнуть, что десять сфирот и четыре буквы Имени Ãвайе – это структура, полностью находящаяся в рамках святости, и поэтому обычно мы с их помощью рассматриваем разные системы в рамках мира святости. Приведенная здесь параллель, однако, является исключением из правила.

Буква йуд (י) Имени Ãвайе соответствует сфире хохма и поэтому подходит для описания Акта Сотворения мира. Сфира хохма – сама высокая сфира в области сознания (после кетера, представляющего надсознание). Чистая сфира хохма не спускается и не падает с того уровня, на котором она находится, она не деградирует, потому что полностью едина с Б-жественным светом, и на языке хасидизма «в хохме (мудрости) пребывает одна лишь истина». Так и здесь, в Акте Сотворения мира, описано Б-жественное вѝдение: «И увидел Б-г» – абсолютно позитивное, без какого-либо зла, и поэтому оно несет жизнь и существование всему; сфира хохма связана с жизнью (как сказано: «мудрость оживляет владеющего ею»).

Однако не может не удивлять, что последнее «увидел» в Акте Творения: «И увидел Б-г… что это очень хорошо» – по словам наших мудрецов – сказано о смерти (это тоже хорошо, и не просто хорошо, а очень хорошо!). Творец предвидит все и позволяет смерти и злу проявиться (и, несмотря на то, что человек сам принес смерть в этот мир своим неверным выбором, произошло это только потому, что соответствовало предварительному Б-жественному замыслу). Подобно этому толковали наши мудрецы стих: «ужасный навет на людей» – Б-г дает людям то, что Он для них задумал, но это никак не влияет на свободу воли человека. Да, это парадокс (см. главу Аазину, «Куда он уплыл?»)…

Бина – вѝдение Хавы (Евы)

Анализ зрительного восприятия окружающего мира в ракурсе первородного греха, связанного с Древом Познания начнем с первой буквы hей (ה) Имени Ãвайе, соответствующей сфире бина. Хохма – это абсолютно незамутненное вѝдение реальности, как первый проблеск чистой истины, тогда как бина – вѝдение «смешанное», в котором мы воспринимаем разумом полученную «глазами наблюдателя» информацию, перерабатываем ее и усваиваем. В сфире бина уже нет абсолютной истины, но присутствует потенциал падения, которое заканчивается грехом – потерей подлинного света, вплоть до появления в мире самой возможности смерти.

Грех, связанный с Древом Познания, произошел по вине женщины, потому что в первой супружеской паре Адам соответствует сфире хохма, а Хава – сфире бина (и так заложено в основу всех пар их потомков).

Тора говорит: «И построил [ויבן] Ãвайе, Б-г, …]женщину[ из части, взятой от Адама». Слово «построил» [ויבן] имеет тот же корень, что и бина, «разум» [בינה]. Об этом говорят наши мудрецы: «женщине дано больше разума (в смысле понимания), чем мужчине», и это так уже с самого момента создания женщины. Особое достоинство присуще именно женщине. В частности, выражение «мать всех живущих», относящееся к Хаве, используется в книгах Каббалы для определения сфиры бина, называемой «мать» (по сравнению с хохмой, называемой «отец»).

На глубинном уровне первородный грех стал возможным из-за отклонения от чистого вѝдения хохмы вследствие ощущения, порожденного сознанием самого человека – плодом фантазии бины и даат, оторванных от хохмы. Древо и его плоды нравятся женщине, потому что «Древо приятно для постижения», оно представляется «приятной идеей», в которой соединятся бина (женщина) и даат (Древо Познания), и змей искушает ее, заманчиво обещая: «и вы станете как Б-г, постигающими добро и зло». Но, вслед за этим «превосходным» советом следует изгнание из Райского Сада и вынесение приговора, согласно которому все люди становятся смертными.

Мидот – деградация чувств (вплоть до погружения в похоть)

Буква вав (ו) Имени Ãвайе соответствует шести видам эмоций (от хеседа до йесода) и служит для характеристики эмоционального восприятия окружающего мира, проявившегося в грехе разврата: «И видели сыновья сильных мира сего женщин…».

Грех, связанный с древом познания, нанес ущерб миру интеллекта (еще до стихийного проявления эмоций), а здесь речь идет о мире эмоций, в котором настойчиво проявляются и властвуют ощущения, порожденные картинами внешнего мира.

Необузданность чувств крайне вредна и опасна. Восприятие становится чисто зрительным и абсолютно поверхностным: внутреннюю душевную красоту не замечают, все внимание обращается на внешнюю искусительную привлекательность, сердце страстно желает и глаза алчут, и все, что соблазняет, моментально нравится, и хочется им немедленно обладать на любых условиях!

Малхут – исправление Ноахом

В отличие от своих современников, Ноах был «мужем праведным». Одним из основных качеств праведника является то, что он никогда не вторгается в пределы чьей-либо личной собственности, даже зрительно. По словам Йова (есть немало общего между ним и Ноахом): «Заключил договор я с моими глазами, что не взгляну на девицу», – праведник хранит Завет, хранит верность, остерегаясь, чтобы не связать себя с кем-либо, не предназначенным для него, даже взглядом. Именно так вел себя праведный Йосеф, о котором сказали мудрецы: «его глаза не хотели любоваться тем, что не его». (Более того, есть что-то в запрещенном разглядывании, что тяжелее, чем сам грех: «лучше зримое глазами, чем то, к чему влечет душа», «размышления о грехе более тягостны, чем сам грех».)

В ходе анализа главы Берешит и восприятия окружающего мира в ней эта стадия соответствует последней букве hей (ה) Имени Ãвайе сфире малхут, адекватной самовыражению личности вовне. Сама сфира малхут ассоциируется с образом женщины (или дочери), и праведный Ноах, хранящий Завет в отношениях с Всевышним, подобен  жене по отношению к мужу. В стихе, прославляющем достойную женщину, сказано: «обманчива прелесть и суетна красота: жена благочестивая прославится». Это строфа толкуется так: нужно славить хорошую жену не только за ее страх перед Б-гом, но и за ее привлекательность и красоту. Следуя за мыслью рабби Леви-Ицхака из Бердичева, скажем: «обманчивая прелесть» – это ложная привлекательность, царившая повсеместно в поколении Потопа, а Ноах подобен праведной жене, стремящейся выполнять желания своего мужа, и поэтому он «снискал приязнь в глазах Б-га».

 Сфира малхут – самая последняя, нижняя сфира, и поэтому она связана с действием. Ведь Ноах был практичным человеком, деятельным тружеником, увлеченным заселением мира после Потопа, в то время как его современники занимались лишь удовлетворением своих похотей (мудрецы также говорят, что Ноах был пионером «промышленной революции» – изобретателем плуга на благо всего человечества). Именно нижний уровень малхут может поднять без лишних амбиций то, что упало на самое дно реальности. Исправление сфиры малхут происходит через «отраженный свет» (как в зеркале), на что намекает имя Ноах, נח, превращаемое посредством отраженного света в слово חן, «привлекательность». Ноах исправляет эту черту и поднимает к ее корню – добру.

Хасидская пословица утверждает: «Как человек поставит себя в шабат Берешит, так он будет себя вести весь год». Перед  субботой, когда читают главу Берешит, особенно хорошо учиться правильному восприятию окружающего мира – беречь свой взгляд от непристойного зрелища, подняв ложную привлекательность на уровень истины и святости.

Автор книги: рабби Ицхак Гинзбург

Блог

 

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.