Я расскажу вам, что такое вера

рассказы о рабби Давиде Лейкисе

В период, когда раввин Шепетовки служил в Беэре, распространился слух, что в субботу в город прибудет армейский корпус. Поскольку эти люди были известны своей жестокостью, разрушая и причиняя вред, куда бы они ни вошли, раввин Яаков Шимшон и его люди весь субботний день прятались в подвале, а раввин Давид Лейкес оставался сидеть в своем доме и не прятался. Вечером раввин Яаков Шимшон велел одному из своих людей заглянуть через щели в подвале, чтобы проверить, что происходит городе, и он так и сделал, и им стало ясно, что опасности в действительности нет. Поэтому он отправил в город специального гонца, чтобы выяснить ситуацию, а они тем временем поспешили помолиться вечернюю молитву и сделать авдалу на вино, а когда гонец вернулся, он сообщил им, что армия обошла город и вообще не входила в него.

Раввин Яков Шимшон и его люди вышли и пошли в дом раввина Давида Лейкеса и нашли его все еще сидящим со своими хасидами за третьей субботней трапезой. Раввин Давид Лейкес сказал: Рабби из Шепетовки, Вы умный человек и ведете себя умно и логично, поэтому весь Шабат Вы прятались в подвале. И что Вам это дало? Мало того, что Вы не услышали чтения Торы, и не ели часть субботней трапезы и многое другое… А я простой верующий человек!

[Ор якрот]

***

Святой раввин Давид Лейкес был тестем святого раввина Мордехая из Чернобыля, раввин Мотеле женился второй раз на дочери раввина Давида Лейкеса. Однажды раввин Дэвид Лейкес собрался ехать в Чернобыл, предварительно оповестив через посланника, что он приедет в определенный день. И перед его прибытием раввин Мотеле отправился ему навстречу, чтобы оказать ему большую честь, которую он удостоился, и перед его приездом его хасиды также пошли пешком ему навстречу — также ради его чести и ради чести их рабби.

И вот, они вышли за час или два раньше, чтобы встретить его. И когда они прошли пару километров то увидели, что едет его телега, и остановились. Когда их увидел раввин Дэвид Лейкес, он спросил: «Кто вы и откуда?» Они сказали: «Мы хасиды раввина Мордехая из Чернобыля!» И он спросил их: Вы верите в вашего рабби? И они помолчали, потому что кто действительно может сказать, что у него есть вера? И он сказал: Я расскажу вам, что такое вера.

Вот мы, ученики Бешта, когда мы однажды сидели у Бааль-Шем-Това в святую субботу, было время третьей трапезы, которая продолжалась в течение нескольких часов до позднего вечера. Затем мы благословили еду и помолились Маарив, а затем сделали Авдалу и сразу же сели за трапезу Мелаве Малка. Мы были бедными и нищими, так что у нас не было ни копейки в кармане даже в течение недели, и тем более в субботу. … Тем не менее, после трапезы Малаве Малка святой Бааль-Шем-Тов сказал мне: Давид! Дай мне на мёд! Хоть я и знал, что у меня в карманах ничего нет, при всём том, что рабби сказал: Дай мне на мёд, я не задумываясь, и сунул руку в карман, вытащил одну золотую монету (Рандил, золотая монета) и дал на напиток. Это вера — вера это притягивание-амшаха!

[Рассказы Яакова — Хосиатин]

Рабби Давид Лейкес был известен своей сильной верой и умением жить в радости, вследствие чего он был назначен «ответственным за танцы и пение» при дворе Бааль-Шем-Това. Даже когда у него умерла дочь он не позволил утешающим его впадать в уныние и сказал: «Не так меня учил Бааль-Шем-Тов!» Рабби Давид даже периодически повторял, что недостаточно выполнять высказывание «Все что делает Всевышний — к лучшему», поскольку смысл этого высказывания, чтобы были хорошие результаты от того, что само по себе не позитивно; недостаточно даже сказать: «И это к добру», поскольку в этом есть восхищение от того, что «и это» добро, а не зло; нужно усвоить высказывание: «это к добру» без какого-либо намека на другие мысли, или размышления о том, как Всевышний раскрывается в этом мире.

Два известных широко известных высказывания, которые «отклоняет» рабби Давид не являются чем-то малосущественным. Это два высоких уровня уверенности и упования характерны для рабби Акивы и его учителя Нахума Иш Гумзу. Поэтому включим три выражения уверенности в одну хасидско-каббалистическую структуру и рассмотрим их как полный процесс смирения-разделения-смягчения — из основ учения Бааль-Шем-Това:

«Все что делает Всевышний — к лучшему» — это высказывание, относящееся к этапу смирения. С этой точки зрения добро сдается и скрывается под завесой мира, а человек также смиренно признает свое ограниченное понимание. «И это к лучшему» — констатация различия, при которой человек отличается от внешней реальности и умудряется увидеть хранящееся в ней добро. «Это к лучшему» — констатация полного смягчения, в которой добро видно и просто.

Абсолютная уверенность рабби Давида в благости Творца, рождающая великую радость в душе, также является корнем хасидского «он испайлус»: подобный пример был в Пурим 1920 года — последний праздник Пурим в жизни рабби Рашаба. При власти большевиков был проведен длительный и нелегальный фарбренген, продолжавшийся 12 часов подряд. В разгар собрания вошли солдаты полиции с оружием наготове, но Ребе Рашаба не испугался. «Скажем хасидизм – и они итбатлу-исчезнут», – сказал он и начал произносить: «Решит Гоим Амалек…».

Действительно, эта тема сама по себе часто обсуждается среди хасидов Хабада. Но из рассказов рабби Давида кажется, что основным примером этого является непринужденная субботняя трапеза рабби Давида Лейкеса перед лицом угрозы громил.

Еженедельник Нифлаот, Песах, 84 г., стр. 55-56

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.