Пролом и пожар

Рабби Хаим из Чернобыля

Толкование рав. Гинбурга на хасидскую историю

 Когда рабби Хаим Тирер (автор книги «Беер маим хаим«, один из лучших учеников рабби Михла из Злочева) прибыл в Черновцы, он обнаружил там очень крупную лазейку в границах святости: каждую субботу в главной синагоге Черновцов мужчины и женщины танцевали вместе внутри синагоги и называли это онег шабат («удовольствие субботы») …

 Уже в первую субботу раввин Хаим потребовал: «Вы назначили меня раввином общины, так что с этого момента этот дурной обычай должен быть отменен! Приходили главы общины и жаловались: как можно отменить удовольствие шабата для всей общины? Услышав эти заявления, цадик стал очень серьезным и пообещал: если вы согласитесь отменить этот обычай, в городе не будет пожаров. Пожары были главным бичом в том районе Буковины, полностью состоящим из деревянных домов, и целые города могли сгореть в дыме и огне. Такое обещание было сильным искушением, и община взяла на себя обязательство соблюдать постановление раввина.

За время правления рабби Хаима Тирера (около сорока-пятидесяти лет) в Черновцах не возникало пожаров. Даже через тридцать лет после его смерти, пока постановление соблюдалось, город был защищен от огня. Семьдесят лет спустя появилось новое поколение, «которое не знало Йосефа», и возобновило танцы. На следующий день в городе вспыхнул сильный пожар, и все дома обратились в пепел.

Вопреки большинству историй, в старом городе тоже были евреи всех мастей. Как более Б-гобоязненные евреи, так и менее, как домохозяева, так и люди большого мира. Именно поэтому мы можем многому научиться из этой истории. Хотя пожары — менее распространенная проблема в нашем поколении, но еврейские поселения все еще могут быть полностью уничтожены в результате «современного пожара» в образе правительственной прихоти: Ямит, Гуш-Катиф и Амона — известные примеры, и многие другие. Согласно этой истории, распространение распущенности в стране является причиной возникновения пожаров [даже если не в тех местах, где они есть]. «Мужчина и женщина удостоились – Шхина меж ними, не удостоились – огонь пожирает».

Но с этим связано не только разрушение населенных пунктов. Продолжающаяся война с потомками Ишмаэля в целом была основана на недостатке завета (пгам а-брит). Так написано в Святом Зоаре, что, пока народ Израиля не соблюдает завет (как полагается), потомки Ишмаэля (которые частичным образом делают себе обрезание) могут предъявлять свои претензии на владение Святой землей. В самом деле, это также образ, который они представляют внешнему миру как борцов священной войны против западной культуры.

Конечно, если борьба нашего поколения коренится в этом недостатке, то мы особенно заинтересованы в его исправлении. В целом, в хасидизме Хабада, в отличие от других хасидских дворов, рассматривалось отвлечение внимания от этого вопроса как главную борьбу с этой проблемой, а открытую и сознательную борьбу рассматривали как обострение проблемы, а не ее решение. Но иногда, как в нашем поколении, когда корень всех общественных проблем кроется в недостатке завета, проблема также должна решаться напрямую. Человек, который пытается освободиться от негативных мыслей, действительно не сможет ничего сделать в прямой борьбе с ними. Но человек, который хочет действовать, что исправить в целом ситуацию из сострадания и любви к Израилю, должен понять корень проблем и заняться ими.

Праздник Ханука, во время которого скончался рабби Хаим из Черновцов, имеет четкую связь с борьбой с чуждой культурой, наводняющей мир. Но огонь также связан с праздником в особенно интересном контексте: единственный раз, когда ханукальная свеча упоминается в Мишне, она упоминается как причина пожаров … Какая внутренняя связь между вещами?

В Мидраше Таанит упоминается, что главным, что спровоцировало Матитьяу и его сыновей выйти на войну, был указ греков об осквернении дочерей Израиля. Дочь Матитьяу увели к Агмону, но ее братья отказались смириться с указом и убили его и его людей. Большая часть еврейской приверженности со времен Шимона и Леви и через Пинхаса до наших дней вращается вокруг этого вопроса. Пламя святого огня Хасмонеев является огнем, который вырывается из ханукальной свечи и призывает нас действовать ради святости народа, но на этот раз не огнем и мечом, а в духе ханукальных свечей «добавляет и идет» мы должны добавлять все больше и больше евреев в танцующий вокруг святого огня круг.

Респонсы рава Гинзбурга

Глава Вайешев 81

Отдаление, сближение и опять отдаление

Вопрос 1: В рамках изучения статьи «Семейная чистота» с группой женщин [по книге «Гармония 2-х сердец» рав. Гинзбурга] мы прочли слова раввина о возвращении колеса, о том, как на пике чистоты после всего месячного пути снова возвращаемся в место нечистоты, и что это известный переход между святостью и нечистотой. Мне было трудно убедить учениц в необходимости этого очевидного повторения. Может ли раввин прояснить этот вопрос?

Ответ: Весь цикл отдаления и сближения между мужем и его женой — это тайна подъема по спирали [как объясняется в книге] тайна винтовой лестницы [ступени которой расположены по спирали одна над другой[ (что похоже на историю рабби Нахмана о сердце и источнике) когда только кажется, что удаляемся, но истинная цель – стать все ближе и ближе. И как объяснил Бааль-Шем-Тов стих: «Тогда возрадуется девица в танце», что цель отдаления в танце – увеличить поступательное движение вперед.

Так объясняется в главе 29 Тании относительно тшувы-покаяния, что любое расстояние и падение приносят с собой более высокий подъем и сближение (и разумеется, нужно быть «все его дни в тшуве», а это возможно в полноте именно тогда, когда человек женится и соблюдает, как полагается, чистоту семейной жизни). И это также аспект: «семь раз падет праведник, но встанет», как объясняется в Хинух катан («Врата единства и веры» в Тании), что падение только относительно  следующего уровня (как объясняется там).

Вопрос 2: Исправление запрещенного видения

Я попался на просмотрах запрещенных роликов в Интернете, и хочу остановиться и сделать тшуву, но я чувствую, что запрещенные видения «застряли» в моей голове. Что я могу сделать, чтобы «очистить» голову от увиденного?

Ответ: Настоящее исправление — это изучение хасидизма с внутренним пониманием [как объясняется в беседе Ребе Рашаба – и цитируется выпуске Нифлаот Вайеце этого года[ и всегда обязательно говорить правду.

Вопрос 3: Кошерная работа

Я работаю по найму в общественной организации, у которой много хороших целей, но она также имеет совместные активные вклады с менее позитивными зарубежными организациями. Моя работа не связана напрямую и постоянно с этими организациями. Тем не менее, я испытываю глубокое отвращение к вдохновению этих организаций.

Должен ли я уволиться, или именно в это время, когда трудно найти работу, говорят: «Не будь слишком праведным»? Я был бы рад получить хороший совет, помимо галахического ответа на вопрос, что мне делать.

Ответ: Даже в такие периоды человек должен отстаивать свои принципы и свои ощущения сердца. Всевышний Благословенный уготовит тебе строго кошерный заработок!

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.