Приближение и отдаление в период гиюра

Революция четвертая

В последние годы рав Ицхак Гинзбург обучает о четырех больших «революциях» в учении Талмуда: запись устной Торы, взимание оплаты за обучение Торе, обучение Торе женщин и обучение Торе народов мира, причем мы находимся в разгаре третьей революции и начале четвертой революции

В прошлый раз было объяснено, что есть мицва гиюр, и ее основной источник в любви к Б-гу, как написано в книге Сифрей «И возлюби Ãвайе, Б-га Твоего, и влюби в Него людей, как Авраам, праотец твой, как сказано «и души, которые сделали в Харане»…которых Авраам Авину обращал в еврейство и приводил под крылья Шхины.

Приближение далеких «есть из ничего»

Приближение близких «есть из есть»

Считается, что Авраам создавал прозелитов. Новообращенный, прошедший гиюр, оказывается изначально имел связь с иудаизмом, «его душа была на горе Синай»[1], «гер, прошедший гиюр» изначально был гером[2]. Но в начальном состоянии нееврея эта связь в аспекте «сокрытие, которого нет в реальности» (как искра огня, скрытая в кремневом камне), и поэтому его открытие как сотворение «есть из ничего». У кандидата в обращение есть святая искра, но она находится на уровне «удаленного всеобъемлющего света» — уровне души, называемом ехида. Но после того, как у нееврея пробудилось желание стать евреем, искра становится «сокрытием, которое (уже) есть в реальности» (как огонь в тлеющем угле, уровень «близкий всеобъемлющий свет», как свет уровня хая в душе), и, следовательно, уже поменялся и его алахический статус.

Поэтому, когда распространяют Тору в целом для народов, обращаются к искре, которая находится в скрытом состоянии вне реальности, чтобы пробудить ее и притянуть. Но по отношению к нееврею, в котором уже пробудилось желание пройти гиюр, обращаются к искре, которая уже притянулась и находится в реальности. И еще один важный момент: при обращении к неевреям, которые принадлежат к зэра Исраэль, то есть к потомкам насильственно крещенных евреев и т. п., несмотря на то, что по Ãлахе они неевреи (или нуждаются в обращении в еврейство лехумха — то есть по строгости Закона, несмотря на их принадлежность к потомкам евреев – прим. перевод.) это обращение к скрытой искре, которая есть в реальности.

Прозелиты Авраама и отбор Сары

И вот мы находим, что на Авраама есть критика за то, что он не принял Тимну[3] и «отделил людей от вхождения под крылья Шхины»[4]. И нужно сказать, что Авраам мерил геров своей мерой истины, тех, кто шел его путем, проходил гиюр правдиво и искренне. И все же геры Авраама оставили гиюр после его смерти[5], и Авраам, вероятно, предвидел это заранее.

Кроме того, есть выражение: «Сара моет Аврааму голову «[6], и объясняется, что волосы – это геры, которых приближает Авраам, и  Сара очищает его гиюры, чтобы они были настоящими и отталкивает недостойных (и Аврааму сказано «слушайся всего, что скажет тебе Сара»). Авраам благодаря своей мере доброты, «правая (рука) приближает», приближает всех, но у Сары есть «дополнительное понимание», понимание «одного из другого» и понять, действительно ли гер хочет получить Тору и мицвот, «левый (рука) отталкивает» (строгость, возникающая от понимания). Необходимо растолковать выражение: «Авраам обращает мужчин, а Сара — женщин»: Авраам опознает положительный аспект с мужской-влияющей стороны (людей) и хочет обратить любого, кто склонен проявлять доброту. Но Сара исследует женскую-принимающую сторону, действительно ли он хочет получить Тору.

И гиюры Моше Рабейну нуждаются в очищении: Моше принял по своему пониманию эрев рав (масса инородцев, вышедшая из Египта вместе с евреями), которые являются образцом гиюров, принесших вред Израилю[7]. И хотя «Моше удостоился бины«[8] надо сказать, что его стремление сделать гиюр осилил ясное понимание (из этого вытекает осторожность при принятии геров, ведя кто из нас так велик как Моше Рабейну!? и все же вышло то, что вышло). Другими словами, только после неудачного испытания с эрев рав Моше удостоился бины, как наша праматерь Сара, уметь обнаружить и отвергнуть тех, кто недостоин. В частности, Акт откровения на горе Синай делает очистку: с одной стороны, души геров были на горе Синай, а с другой — на горе Синай, «спустилась ненависть к народам мира»[9] отталкивать тех, кто недостоин.

Действительно, душа Моше Рабейну возвращается в каждом поколении, чтобы исправить прием эрев рав: отвергнуть тех, кого нужно отвергнуть, и принять тех, кого нужно принять! Это мессианское предназначение, преодолеть ошибку Моше (и «травмы» от нее) и обратиться пересмотренным образом к народам мира. Это исправление связано с «новой Торой» Машиаха[10], которая, в определенной степени, относится ко всем на свете, «обнимает» всех и приближает далеких.

Приближение и отдаление при гиюре

В самом процессе гиюра есть приближение и отдаление[11]. В Законах о запретных сексуальных  отношениях, глава 13 (14) Рамбам объясняет, что изначально нужно проверить нееврея, пришедшего пройти гиюр, пришел ли он из-за любви к Торе или из-за предлога, внешней причины, «Если не находят для них внешней причины, объявляют им о тяжести бремени Торы и утруждение, которое есть в выполнении этого для народов мира, чтобы они могли отдаляться, а если они принимают и не отдаляются, то видят их, как вернувшихся из любви и принимают их, как сказано «И увидела она, что она настаивает на том, чтобы идти с ней, и перестала уговаривать ее».[12] То есть, сообщают о тяжести бремени, чтобы отдалить тех, у кого нет цельных намерений и они уйдут, но, когда выясняется, что они возвращаются к Торе из любви, тогда это заповедь принять их, и нельзя отвергать, как учат из отношения Наоми к моавитянке Рут, а также сказано о принятии геров «пусть всегда будет человек отталкивать левой (рукой) и приближать правой»[13].

И продолжает Рамбам, что геры, которые прошли гиюр по внешней причине «беспокоятся за них», пока не станет ясно. И в заключении он пишет (в «Яд хазака»): «И поэтому сказали мудрецы: тяжелы геры Израилю как язва проказы, поскольку большинство возвращаются небескорыстно, нагружая Израиль, и тяжело отдалиться от них после того, как они прошли гиюр, иди и учись, что случилось в пустыне в истории с золотым тельцом и с могилами похоти, а также с большинством испытаний с самого начала из-за сброда «. То есть, то что сказано «Тяжелы геры для Израиля как нарост»[14], имеется в виду только те, кто обратился не из любви к Торе, а «ради чего-то [внешнего]» и что они в конечном итоге вводят в заблуждение Израиль своими глупостями, от которых они не освободились, но истинные прозелиты совсем не «тяжелы» для Израиля!

Процедура принятия гера

В главе 14 объясняет Рамбам порядок принятия гера: » [1]каким образом принимают праведных геров? Когда он приходит пройти гиюр и проверят его, и не найдут причину [ внешнюю причину, как было сказано выше] ему говорят: что ты увидел, что пришел пройти гиюр, разве ты не знаешь, что народ Израиля в этот период скорбящие и отталкиваемые, и гонимые, и мучимые, и страдания приходят к ним?». Сказал, я знаю, и не стоит мне [Раши на Гмару: «И я не достоин, и я не заслуживаю сочувствовать их бедам, и кто бы дал, чтобы я этого удостоился» ] принимают его немедленно [первое принятие гера]». И то, что говорят о муках Израиля, объясняется в Гмаре: «…- сказал рабби Халбо тяжелы геры для Израиля как нарост», то есть, если их намерения не цельны, то мы хотим, чтобы они нас оставили, чтобы не были из тех, кто тяжел для Израиля как нарост, но, если не «испугался» и по-прежнему хочет принять гиюр, это знак, что он пришел из любви и мицва принять его.

Продолжает Рамбам «[2] и сообщают ему основы веры, что это единство Б-га и запрет идолопоклонства, говорят об этом подробно [извещает мишна: «поскольку это основы веры и вероисповедания нужно ясно проинформировать и подробно остановиться на этом, поскольку это основа иудаизма и перехода в еврейство»].И они объявляют ему немного о легких мицвот и немного трудных мицвот и не растягивают это объяснение … и объявляют о наказании за нарушение мицвот … Если ты ел хелев (запрещенный вид жира), ты будешь сурово наказан наказанием карет (преждевременная смерть отсечением души от ее источника), если ты нарушишь шабат, то будешь сурово наказан наказанием скила (побиение камнями). И не говорят ему слишком много и не уточняют, чтобы не создать у него тяжкое ощущение, и он не свернул с хорошей дороги на плохую, так как изначально не привлекают человека ничем другим, кроме, мягких слов пожеланий, и он говорит также, «веревками» любви человека притягивают сначала, а затем «канатами любви». [3] И так же, как объявляют ему наказания за мицвот, так же объявляют  ему о вознаграждении за мицвот, и объявляют ему, что при выполнении этих мицвот он удостоится жизни в грядущем мире… говорят об этом более подробно, чтобы вызвать симпатию, и если передумал и не хочет принимать, уходит своей дорогой, а если принял, не отсрочивают, а немедленно делают ему обрезание»… Таким образом, в сообщении о нескольких легких заповедях и нескольких строгих заповедях и о наказаниях за заповеди почти не говорят, «и не умножают ему (информацию) и не уточняют, чтобы это не привело к отрицательной реакции и отклонения с хорошего пути на плохой», потому что его намерения позитивны, мы не хотим, чтобы он передумал. Подробнее останавливаются на получении вознаграждения за выполнение заповедей «чтобы вызвать к ним симпатию», привлечь к гиюру!

И так истолковывает Рамбам: «Узами человеческими влек Я их, узами любви»[15]: сначала привлекают «узами человеческими», «мягкими пожеланиями», а потом только «узами любви» (в оригинале написано сначала веревками, חבל, а потом канатами, עבותות – которые более толстые, чем веревки), и поэтому в начале не говорят подробно и бремени мицвот и наказаниях, которые могут потрясти и оттолкнуть. Это все умный процесс «притягивания» гера. И Ãбах добавляет: «И похоже, что когда пришел к Гилелю гер и сказал: «Сделал мне гиюр, чтобы я стал Первосвященником, как написано в  2-й главе Шабат!» Другими словами, доказано из истории про Гилеля и геров, что есть первоначальное приближение, при котором им сообщают немного слов Торы (и если бы Гилель вначале сообщил ему обо всем, он бы не обратится и ушел) и Закон по Гилелю!

Отклонение для приближения

Мы видели, что существует тенденция приближать геров и вызывать у них симпатию к Торе, но сначала используют принцип «левая отталкивает», чтобы выяснить и отдалить тех, кто недостоин. Кроме того, у того самого гера, который в конце концов окажется достойным, первоначальный отказ производит очистку до тех пор, пока он не становится в действительности достойным, после преодоления им отказа. Более того, отклонение усилило его желание приблизиться, и поэтому отклонение слева вызывает приближение справа. И так это истолковано в трактате о герах: «Окунулся и вышел, говорят ему хорошие вещи и утешительные: к Кому ты прилепился, счастлив ты, к Тому, по слову Которого возник мир, Благословен Он, и не был создан мир ни для кого другого, кроме Израиля…И обо всем, что мы сказали тебе, мы сказали, чтобы увеличить твое вознаграждение»[16] – ведь напоследок открывают геру, что его отдаление было для него лишь для того, чтобы увеличить его вознаграждение! Отталкивание гера – это испытание, предназначением которого является поднять его, подобно испытаниям Авраама Авину – это «вступительное испытание» для еврейского народа (Бейт дин делает милость геру, давая ему относительно легкое испытание), так он удостаивается большого вознаграждения, вознаграждения за то, что он выдержал испытание.

Статья отредактирована Йосефом Пели и Элиэзером Мизрахи в нашем переводе . Четвертая статья из этой серии.

Еженедельник «Нифлаот», Беhаалотха, 5780, стр. 30-32

 

[1] Шабат 146, 1.

[2] Мидбар, Кадмут маарехет 3, 3.

[3] Санhедрин 99, 2.

[4] Недарим 32, 1.

[5]  Пиркей дерабби Элиэзер, 29.

[6] Бава Батра 58, 1.

[7] Раши на Шмот 32, 7.

[8] Рош а-шана 21, 2.

[9] Шабат 89, 1.

[10] Ваикра раба 13, 3.

[11] Ко всему приведенному ниже смотри Баит хадаш, ד“יו, 268.

[12] Рут 1, 18.

[13] Рут раба 2, 16, см. там.

[14] Шабат 146, 1.

[15] Ошэйа 11, 4.

[16]  Трактат Геры 1, 1. Приводится в Биркей Йосеф יו«ד,268 .

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.