Сила зарока

Глава Хукат – хасидский аспект

Мааян ганим (Источник садов) рав Ицхак Гинзбург, перевод с иврита

«1. И услышал ханаанец, царь Арада, живущий в Негеве, что Израиль движется через Атарим, и воевал с Израилем, и взял у него пленных. 2. И дал Израиль обет Б-гу, и сказал: Если отдашь этот народ в мои руки, я наложу заклятие[1] на их города. 3. И услыхал Б-г голос Израиля, и отдал ханаанца, и наложили заклятие на ханаанцев и их города. И назвали то место Хорма»[2]. В этом акте выражается великая сила обета, сила в устах народа Израиля.

Выражение «дал обет» (“וַיִּדַּר… נֶדֶר “) встречается в Танахе три раза. Первый раз с Яаковом, нашим отцом. Когда Яаков отправился в Харан, после сна с лестницей, написано: «И дал Яаков обет … если Б-г будет со мной … И даст мне хлеба, чтобы поесть и одежду, чтобы носить. И я вернусь с миром в дом моего отца … и этот камень, который я положил монументом, будет Домом Б-га, то от всего, что Ты мне дашь, отделю Тебе десятину»[3]. Когда еврей в опасности, он дает клятву: если Ты поможешь мне, спасешь меня, дашь мне победу — я сделаю что-то конкретное для тебя. Второй раз у нас: «И дал Израиль обет Б-гу», Израиль — это тоже имя Яакова (а также «И дал Израиль» в единственном числе, намекает на Яакова, «деда» Израиля[4]. И в третий раз в книге Судей: «И дал Ифтах обет Б-гу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Б-гу, и вознесу это во всесожжение»[5].

Тут происходит спуск поколений, упадок. Обет Яакова высокий: если Ты будешь со мной в материальном и духовном, когда я вернусь с миром, я отделю от всего десятину, и отсюда учат, что дают обет в час беды[6]. Во второй раз была война, Израиль поклялся, и Б-г услышал их. И в третий раз, однако, Б-г дал Ифтаху победу, но при выполнении обета произошла трагическая история с дочерью Ифтаха. Война у нас была после того, как они захватили одну рабыню из Израиля, как объясняет Раши (и из-за одной рабыни весь народ вышел на войну!), чтобы спасти дочь Израиля, и в третий раз обет снова поразил дочь Израиля.

Клятва сделать Обитель

Прежде всего мы узнаем отсюда, что лучше не давать обет, даже хорошие клятвы. Клятва Б-гу в момент опасности полна силы, но сама она очень опасна. Лучше всего принимать хорошие решения в сердце, но не давать[7] обет.

Повторяющиеся всякий раз слова וידר נדר   («и даст обет») = ) דעתпознание). Чтобы дать хороший обет, подобный обету Яакова Авину, нужно быть на высоком уровне даат (при сопоставлении праотцов с Хабадом: «Б-га Авраама» соответствует хохме, «Б-га Ицхака» соответствует бине, «и Б-га Яакова» соответствует даат, причем предлог «и» (буква вав) намекает «ключ всех мер»).

Если у человека есть «Высший даат», осознание того, что Б-г есть все, а вся реальность ничто, тогда клятва начинается хорошо и заканчивается хорошо. Но в Ифтахе обет исходит от «низшего даат»: осознания того, что этот мир очень реален, реальная реальность, за исключением того, что я верю в Б-га и знаю, что он только дает мне победу, но «ничто» в моем сознании. Такой даат недостаточен, чтобы дать клятву желаемым образом. Соединение, «Кель деот Ãвайе»[8], в нашей главе. Народ Израиля дает обет убить Амалека и посвятить все их имущество Б-гу (а не только десятину, как Яаков), что является обетом среднего уровня.

«Ворота» (две главные буквы корня) слова недерדר ,»обет») – דר, жить. Сила речи настолько сильна, что, если все хорошо, она исходит из Высшего даат (познания), и через нее можно исполнить желание Б-га: «Обители (דירה) в нижнем мире». Это обет Яакова: «И этот камень, который я положил монументом, будет Домом Б-га» («Яаков назвал Домом»[9]).  И также обет царя Давида: «Как клялся он Б-гу, давал обет могущественному ]Б-гу[ Яакова… пока не найду места Б-гу»[10]. Если ты заслуживаешь того, чтобы давать обет, ты создаешь реальность, у тебя есть сила, чтобы построить Храм, «и сделайте Мне Храм, и Я буду прибывать в них»[11], чтобы продолжить сущность Б-га для обитания в нижнем мире. Но если ты не на таком уровне даат, способным превратить мир в Дом — тогда тебе не стоит давать обет, а только решиться на обещание в сердце, не произнося его губами.

Совет по недвижимости

Из обета в нашей главе узнают в Гмаре нечто-то удивительное: «Владеющий имуществом гера, что он сделает, чтобы оно стало его? — приобретет на него свиток Торы ]Раши: Владеющий имуществом гера – удивительно… так как получил его без усилий, поэтому он не сможет его удержать, кроме как если сделает с ним мицву, ]например[ приобретет на них свиток Торы и частично за эту плату будут остальные деньги также принадлежать ему[.Рав Шишат сказал, что даже муж, если речь идет о собственности его жены… Рава сказал, даже раб, заработавший на бизнесе… Рав Папа – даже, если нашел находку… Сказал рав Нахман бар Ицхак: даже если на них написал тфилин…]своими руками [и также сказал рав Ханин… написано: и даст Израиль зарок и т.д. ]Раши: и благодаря тому, что они дали зарок… их молитва была услышана и попали в их руки[ «[12]. Когда человек удостаивается одним разом большого выигрыша, такого как наследство, сделка или находка, выигрыш в лотерею и т. д., ему нужно немедленно сделать с частью суммы какую-то великую заповедь, которая будет способствовать сохранности имущества в его руках. Возможно толковать, что речь идет об исключительном выигрыше, а можно также сказать, что любую прибыль, которая приходит человеку, подобает сделать непосредственно частью Б-га, «дай десятину себе» — это сохранение всего и обещание того, что будет удачное увеличение прибыли.

Этот совет предназначен не только для тех, кто боится «злого глаза», то есть ревности (как сглаз Бильама, как объяснено в разделе трактата Авот (глава 5, мишна 19)), но и для общего руководства: Иногда Творец хочет вознаградить нас великой находкой, но мы не должны брать себе это все, а нужно немедленно отдавать часть Б-гу. Нужно всегда думать, что Б-г уготовил …, но это не мое право, я этого не заслуживаю, и поэтому я должен вернуть Ему, подобно словам рабби Магида о том, что Б-г создал мир «есть из ничего», а праведники должны вернуть мир обратно в ничто (без разрушения мира).

Соответствие ступеней

В Гмаре есть четыре случая: имущество гера, имущество жены, бизнес и находка. На внутреннем уровне они соответствуют четырехбуквенному Имени Ãвайе  י-ה-ו-ה снизу вверх, согласно их порядку в Гмаре: удостоившийся получить имущество гера соответствует малхуту – последней букве ה Имени Ãвайе, как объясняется в Каббале и хасидизме, что опора гера в малхуте, и получивший его имущество, полностью занимает его место;

Муж в собственности своей жены соответствует букве ו Имени Ãвайе, как обычно муж – букве ו и жена – нижней букве ה (тут муж не приходит на место жены, а приобретает ее собственность, поднимая нижнюю буквой ה к букве ו, как в выражении «на всех путях своих познавай Его» (בכל דרכך דעהו)[13]דע ה-ו, «поднимается с ним и не спускается»);

Прибыль в бизнесе соответствует верхней букве ה, бине. Бина — это «понимание вещей —  одна из другой», секрет успеха в бизнесе, чтобы получить чистую прибыль от существующей вещи, и (намек: бина-мама получает от мазаляונקה“, «и очищающий»). Хороший бизнес — это тоже что-то понять, потому что Тора — лучший товар. Кто имеет дело с Торой и вдруг заработал: «(если) тяжело трудился – (то) поверь»[14] — усилие в бине, разуме матери (и в нем сверкает находка);

И полная находка соответствует י хохме. «Но где находится ум»[15].

Главное место, где может удача улыбнуться человеку, и в любом случае возникает «злой глаз» зависти, — он начинается, в малхуте, владеющем собственностью гера (и здесь есть конкуренция — кто получит собственность) — это самое уязвимое место, (как, например, опасность, которая есть в сфире малхут) и тут необходимо быть особенно осторожным. Меньше злого глаза есть в женитьбе (все женятся, кроме того, что этот человек удостоился жениться на богатой женщине) еще меньше в прибыли (прибыль явление обычное). Еще меньше злого глаза в находке (где чувствуется, что этому человеку сопутствует «удача с Небес»). Действительно, владение собственностью гера является своего рода находкой, тайна связи хохмы и малхута, («Отец основал дочь»). И в любом случае, нужно давать Творцу и тем самым снижать зависть и конкуренцию и добиваться успеха.

Перевод из Еженедельника Галь Эйнай Нифлаот, стр. 18-20, Хукат, 5780 

 

[3]  Берешит 28, 20-21.

[4] Берешит раба 70, 2.

[5] Шофтим 11, 30-31.

[6] Берешит раба 70, 1.

[7] См. Ãлаху в Шулхан арух, Йоре деа, пункт 203.

 

[8] Ш»А 2, 1.

[9] Псахим, 88,1.

[10] Теилим, 132, 2-5. Берешит раба 70, 1.

[11] Шмот 25, 8.

[12] Ирувин 64, 1-2.

[13] Мишлей 3, 6.

[14] Мегила 6, 2.

[15] Ийов 28, 12.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.