И будешь благословением

Ноам Элимелех / Глава Лех леха

Перевод с иврита из Еженедельника Галь Эйнай «Нифлаот» 81

И сделаю тебя великим народом, и благословлю тебя, и возвеличу твое имя, и будешь благословением. И благословлю благословляющих тебя, а хулящего тебя прокляну, и благословятся тобою все племена земные.[1]

Ноам Элимелех говорит[2]: Благословение (ברכה) — это язык «бассейн, резервуар» (בריכה). Цадик, который освящает и очищает себя, сам становится высшим резервуаром, «и будет благословение», чтобы влиять на каждого. Но для того, чтобы получить изобилие, нужно «согласиться с цадиком», быть «благословляющим тебе», а затем получить благословение через него в любом случае, и так толкуется «и Я благословлю благословляющих тебя», будут благословенны от твоего благословения в любом случае («благословляющий тебя» — то есть, из твоего источника благословения (когда цадик, который так или иначе влияет самой сутью своей реальности, это тайна халамиш[3]. Вот почему написано: «И благословлю благословляющих тебя и хулящего тебя прокляну» (при изменении порядка): Благословенные будут благословлены в любом случае, из готового влиять резервуара, но проклятие в любом случае приходит не иначе, как в результате преднамеренного действия после проклятия.

Следовательно, очень важно благословлять цадика, с которым вы связаны, быть «благословляющим тебя» — как благословением в буквальном смысле (как благословение “על הצדיקים“), а так же и распространять его и его учение, как и он буквально с огромным самопожертвованием распространяет Б-жественность в мире, тем самым продолжая свое влияние, извлекая из его резервуара и спуская в мир.

Привязанность к цадику происходит из глубокого «согласия», не для «получения» от него благословений, а из истинной привязанности к сути цадика, который является сам благословением, через «Пожалуйста, вызовите мне Царя»[4], » Кто мне на небе? [как слова Алтер Ребе: я хочу только Тебя самого![«[5].

С головы цадика до его ног

Брэха (бассейн) — это канал, который получает сверху и влияет снизу, и также праведник получает сверху и влияет снизу на тех, кто связан с ним и соглашается с ним. «Благословение на голове праведного»[6]: благословение прежде всего оказывает влияние на голову праведника, согласно словам Ноама Элимелеха, что праведник освящает и очищает себя, освящает со стороны мудрости-хохмы и очищает со стороны разума-бины (в нем сияет Высший венец, в тайне «Перед Б-гом вы очиститесь»). Оттуда изобилие продолжается через тело Цадика и его стопы к людям, называемым «стопами Цадика» («люди, которые находятся у твоих ног»[7]). Но для это нужно связаться, соглашаясь с цадиком — сам цадик является сфирой йесод-основа, и нога, которая соглашается, сфира hод, которая благодарит, соглашаясь с ним (согласно степени согласия (הסכמה) с цадиком так это сумма (סכום) изобилия, получаемого от него). Первое благословение в Торе — это большая буква  בי“ת(бейт) в “בראשית“ («Берешит»), а конец стиха в букве צדי“ק “הארץ“ (цадик) слова «а-Арец» — то есть «Благословения на голову-ראש [[בראשית праведного». בי“ת צדי“ק это «בית צדיק», «Дом же праведных пребудет»[8].

Аврам-Авраам

Полнота благословляющего влияния Авраама происходит именно после того, как его имя было изменено с Аврама на Авраhам (с добавлением буквыה , в конце главы), с добавлением милосердия — ה хасадим, которые продолжаются в йесод[9], что выражается намеком на пять языках благословения у нас: “ואברכך… והיה ברכה. ואברכה מברכיך… ונברכו“ («И я благословлю тебя и будешь благословением. И благословлю благословляющего тебя… и будут благословенны»). И вот: אברם + והיה ברכה = אברהם אברהם (Аврам + «и будешь благословением» = Авраам Авраам).

Два первые буквы (шаар, «ворота») словаברכה  בך, «и будут благословенны в тебе». Везде, где говорится о Б-ге «в Тебе», есть два основных толкования: «в Тебе в Твоей сущности» или намек на 22 (כב) буквы Торы («Тора и Святой Благословенный едины»[10]). А слово «в тебе» (בך), которое сказано Аврааму, толкуется двояко: свет Торы, который Авраам приносит в мир, провозглашение Б-жественности; И сущность Авраама, который «истинный праведник» в сущности своей реальности. И связь с Авраамом, «и будут благословенны в тебе», для обеих этих аспектов.

Влияющий и принимающий

Цадик является влияющим лицом, а тот, кто связан с ним и соглашается с ним, является получающим. Влияющий и принимающий — это два вместе, и мир также был создан буквой ביית слова ברכה, большой буквой “בראשית“ («В начале»), «хороши двое», а не одинокой и единственной אל“ף, намекающей на «проклятый» и «проклинающего прокляну». א — это одиночество, каждый наедине с чувством «проклят», но когда есть истинная связь с цадиком, тогда человек выходит из одиночества и приходит благословение (как сказано, что до Бааль-Шем-Това Рош ешива был один, а ученики были одни[11]). Так же, как брак мужчины и женщины — это благословение.

Ноам Элимелех объясняет, что благословение продолжается в любом случае, в то же самое время, «и Я благословлю благословляющих тебя», в то время как проклятие приходит после перерыва посредством дополнительного действия (сначала «хулящего тебя», а затем «прокляну»). Здесь есть четкий намек на тайну Цимцума (сжатия), который воспринимается в наших глазах по-простому[12], и спустившись может быть проклятием, не дай Б-г, и является тайной «пребывания» в бесконечном свете. («Момент тишины» до возникновения мира)[13]. «Проклятый» относится к «свету», а также ארור = אור קדמון (проклятый = древний свет) — проклятый — это упавшее отражение самого света после того, как он был уменьшен. С другой стороны, продолжение благословения происходит тогда, когда существует полное единство влияющего получающего, совершаемое одновременно и без перерыва, в полном согласии-приверженности получающего, которая продолжает бесконечный свет, и это то, что было в «начальной» точке (“בראשית“, сотворение момента времени), в которой встречаются влияющий и получающий.

Авраам и Сара

Благословение, которое дается Аврааму, — это, прежде всего, для праведницы Сары, которая с ним, Авраам — влияющий, и Сара — получающая из его источника благословений, и главное благословение — в рождении Ицхака от Сары («И я благословлю ее, и также дам сына тебе от нее»). Таким же образом связанный с учителем ученик, который соглашается с цадиком, получает возможность «выйти замуж» за цадика, чтобы быть в аспекте нуква и «жена» цадика, и от них обоих рождается «потомство». И намек: אברהם שרה (= אברם שרי) = והיה ברכה  =  פרו ורבו! (Авраам Сара (= Аврам Сарай) = «и будет благословение» и также «плодитесь и размножайтесь»!)

На внутреннем уровне Авраам и Сара обычно являются тайной единства Аба веима Илаин. Но есть более высокий аспект: Авраам и Сара вместе представляют собой парцуф «Атик йомин», в котором мужчина и женщина — одно лицо (мужчина – передняя сторона и женщина — задняя сторона, «двуликость» в его высшем смысле). На этом уровне влияющий и получающий находятся внутри праведника, который включает в себя мужчину и женщину.

И здесь Аврааму было сказано: «Все, что скажет тебе Сара, слушай ее голоса». Сара в аспекте ученика, но «от моих учеников больше всего»! Авраам мудрость-отец и Сара разум-мать, «дополнительный разум дан женщине», понять одно из другого и ухватить «разумом сердца» — то, что сам Авраам сознанием не понимает. Понимание Сары раскрывается в ее величии-hоде: «бина распространяется до hода», как ученик, который соглашается-благодарит раввина в мере hод (как сказано выше), пока раввин не ответит и не согласится-поблагодарит ученика. Авраам — сам благословение, являясь «и будет благословение», но только Сара выбирает, чтобы «и было благословение» действительно осуществилось в ней и в Ицхаке. Сара улавливает то, что исчезло у Авраама, его корень в Радл»а (в тайне «внутренний аспект Има внутренний аспект Атик»).

Автор: Рав Ицхак Гинзбург

[1] Берешит 12, 2-3.

[2] Со слов «И сделаю тебя великим народом»

[3] Как объяснено на итваадуте Симхат Бейт а-Шоава этого года, Нифлаот, глава Берешит.

[4]  Эйха раба 3, 8.

[5] Теилим 73, 25.

[6] Мишлей 10, 6.

[7] Шмот 11, 8.

[8] Мишлей 12, 7.

[9] Как объясняется в Тора Ор в начале нашей главы.

[10] Зоар 1 24, 1.

[11] А-йом йом от 22-го Ияра.

[12] [12] Как объяснено на итваадуте Симхат Бейт а-Шоава этого года, Нифлаот, глава Ноах.

[13] Как объясняется в беседе Ребе Рашаба, Симхат Тора, 5672 года, и обучался на уроке 2-го Нисана 5780 года.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.