Своя особая мицва

Актуальный аспект урока "заhир тафи"

Толкование Рава Ицхака Гинзбурга

Алтер Ребе объясняет, что, хотя все евреи обязаны выполнять все мицвот, у каждого есть одна особая мицва, в которой он должен быть «особенно осторожным» (заhир тафи) — в плане «предпочтение, осторожность и ловкость». Среднее значение слов предпочтение-осторожность-ловкость (העדפה וזהירות וזריזות) — это даат (познание) — личная мицва, принадлежащая человеку, является уделом, который выше логического понимания, но в силе разума различать между заповедями свою особую мицву (ибо «если нет даат – откуда возьмется умение различать?»).

Даат — корень мер сердца, основой которых является любовь (хесед-милосердие и приближение) и трепет (гвура-строгость и отклонение), и поэтому сам даат делится на «итра дэхасадим» и «итра дэгвурот» — два способа различения в «личной мицве»: существует мицва, которая принадлежит корню человеческой души, согласно ее корню в личном органе первого человека. К этой мицве он влечется с любовью, и он чувствует сияние и свет в ее существовании (как хасидская интерпретация «заhир тафи»), которые могут быть раскрыты посредством хасадим, что в даат. Есть также частная мицва, в которой человек должен быть особенно осторожным (как простое значение «заhир тафи»), потому что в предыдущем воплощении он испортил ее, и он вернулся в мир в своем текущем воплощении, чтобы исправить это. От предыдущего повреждения этой мицвы остается решимо (отпечаток), который вызывает большие трудности в ее выполнении и в этом воплощении, гвурот, что в даат — чувствительность к тому, чего следует остерегаться — отличают эту мицву именно благодаря множеству препятствий и задержек.

И поэтому, от силы даат зависит обязательство ко всем заповедям — ребенок, даже если он мудр и разумен, не обязан выполнять заповеди, пока не станет здравомыслящим (бар-даат). Конечно, таким образом, есть связь между обязанностью ко всем мицвот и способностью определять личную мицву — нет смысла обязывать человека в «пакете» мицвот, если у него нет ощущения личной близости ни к одной из них. И наоборот, невозможно «подключиться» к определенной мицве, не обязываясь на самом деле ко всем. Почему?

Человек становится здравомыслящим и обязан выполнять заповеди, когда он может жениться и родить. «И Адам познал Хаву, жену свою» — даат — это то, что позволяет выбрать спутника\спутницу жизни и соединяется с ним\ней внутренним самобытным образом, способном родить («нет эрекции без даат«[1]). В личной связи даата есть сила мобилизовать всего человека в целом — до точки сущности, из которой он рождает, — и в силе зрелого даат превратить личное влечение-увлечение в полное обязательство во всех сферах жизни, которые существуют в браке.

Точно так же внутреннее содержание каждой мицвы — это «единство Святого Благословенного и его Шхины» — соединение и связь между Б-гом и человеком. Эта единство особенно ярко проявляется в заповеди «заhир тафи» каждого, и ее сила также проявляется в других заповедях. Любой, у кого недостаточно даат, чтобы почувствовать личную близость к Торе и ее мицвот, которая выражается в связи с особой частной мицвой, не может по-настоящему обязаться и связаться со всеми мицвот. С другой стороны, тот, кто по-настоящему не привержен ко всему, не способен заключить истинный завет, только в рамках которого раскрывается сущность личности и ее связь с особой мицвой. Двойная сила даата, полная общая приверженность, вытекающая из уникальной личной близости, — вот что позволяет нам соблюдать все мицвот: «ради объединения Святого Творца, благословен Он, с Его Шхиной … в полное единство».

[1] Евамот 53, 2.

Еженедельник Нифлаот Ръэ 5780, стр. 4 — из урока рава по телефону (в ночь Йорцайта рабби Леви Ицхака Шнейорсона) на Святое послание 7.

 

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.