Стирание Амалека

Рав Ицхак Гинзбург

Источник сада — Хасидский аспект главы Ки Теце

«Помни, что сделал тебе Амалек в пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя на пути и перебил у тебя всех ослабевших, что позади тебя, а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Б-га. И вот, когда даст тебе покой Ãвайе, Б-г твой, от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Ãвайе, Б-г твой, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из поднебесной; не забудь»[1].

Эти стихи, которыми заканчивается глава Ки Тице, представляют собой «главу Захор», которую читают публично раз в год (в Шабат, ближайший к Пуриму. По мнению многих Поским, это чтение — Деорайта[2], и некоторые говорят, что женщины тоже должны его слушать[3], так что в определенной степени — это самое важное чтение в Торе. Более того, это означает, что согласно Поским есть мицва о памяти каждый день, и поэтому его следует подразумевать в молитве[4], отсюда и обычай «шести воспоминаний» после молитвы[5]).

Три заповеди, мысль, речь и действие

В этой короткой главе, согласно Рамбаму (и тем, кто следует его методу[6]), есть три заповеди Деорайта, две заповеди «делать» и одна «не делать», и в соответствии с порядком: А. «Помни, что сделал тебе Амалек», по Рамбаму: «заповедь «делать» — всегда помни о его плохих поступках»[7]. Б. «Сотри память об Амалеке», а у Рамбама «заповедь «делать» — стиреть память об Амалеке». В. «Не забудь». И мудрецы истолковывают: «помни, в устах, не забудь в сердце»[8], и на языке Рамбама: «нельзя забывать его злобу и ненависть»), и в любом случае следует сказать другое разделение: упоминание во рту не постоянно, а время от времени, в то время как запрет забывать в сердце постоянен. И действительно некоторые спрашивают, почему «не забывай» не является постоянной мицвой).

Вся Тора — это «Оръян Тлитай»[9], тройная Тора, и это один из примеров троичности Торы — три заповеди в трех стихах: Помни. Сотри. Не забывай[10].

И запрет на забвение находится в сердце: «Не забывай в сердце», то есть в «одеянии мысли» души, «думы сердца моего». Заповедь памятования находится в устах: «Помни в устах», в «одеянии речи» души. В то время как мицва «Сотри память об Амалеке» заключается в самом действии, «действие — это главное». Таким образом, тот есть блок из трех заповедей на одну и ту же тему, которые принадлежат трем одеяниям души: мысли, речи и действию, причем порядок в стихах следующий: речь («помни»), действие («сотри»), мысль («не забудь»).

На внутреннем уровне: мысль, речь и действие соответствуют трем нижним мирам: мир Творения-Брия — это мир мысли и соответствует верхней букве ה в Имени Ãвайе (пониманию-бине); мир Творения-Йецира—  это мир речи и соответствует букве ו Ãвайе (свойствам-мидот); мир Действия-Асия соответствует нижней букве ה в Имени Ãвайе (царство-малхут). В соответствии с этим порядок в стихах начинается с мира Йецира, речи, спускается в мир Асия, действие — намек единство וה в Имени Ãвайе — и оттуда возвращается и поднимается в Брия, мир мысли.

[Другой важный пример трио, мысли, речь и действия, содержится в стихе «Эти повеления очень близки к вам, они в ваших устах и в вашем сердце, и [вы должны] исполнять их!»[11]. (Основа Книги Тания, как указывает Алтер Ребе на титульном листе книги), там также начинается с речи, «в твоих устах», но затем порядок обратный: из уст приходит к сердцу-мысли «и в сердце твоем», а от сердца к действию, «делать».]

Проникновение сомнения в три одеяния души

Чтобы глубже понять вещи вдумаемся в знаменитый намек, сказанный Бааль-Шем-Товом[12]: «Амалек по гиматрии «сомнение» (עמלק = ספק)». Сущность клипы Амалека состоит в том, что он ставит под сомнение веру, не дай Б-г (и, таким образом, ослабляет уверенность души, в частности, активную уверенность со нецаха-вечности, которая проистекает из воспоминания о том, что «Он дает тебе силу приобретать богатство»[13].

На первый взгляд, по-простому, сомнение, которое именно в мысли, проникает внутрь человека, его сердце и разум. Тем более, обычно внешне человек стыдится высказывать и обнаруживать сомнения (особенно человек, который внешне придерживается Торы и мицвот) и даже пытается подавить их — и хорошо, что он это делает! И все же истина в том, что сомнение пронизывает все одеяния души. Бааль-Шем-Тов хотел сказать, что прежде всего человек должен опознавать сомнение в одеянии мысли: «Не забывай в сердце» (мир Брия) — и из мысли спускаются по порядку к речи и к действиям.

Когда сомнение опускается и доходит до одеяния речи (мир Йецира) он выражается в заикании. «Я верил, когда говорил»[14], человек должен говорить и выражать свою веру ясным языком. Если вера ясна внутри меня, в мыслях, тогда речь также ясна, без каких-либо заиканий. Но как только возникает сомнение в мысли, тогда, когда дело доходит до ее выражения, возникает заикание (автоматически) речь не получается гладкой и ясной (либо в явной форме, либо в более тонкой). Этому соответствует мицва «помни, в устах».

Когда сомнение опускается еще ниже и достигает мира Асия, он выражается в слабости рук, сомнительно, способен ли я вообще делать что-нибудь в этом мире! Ощущение, что мои руки связаны и ноги не идут («все отстает от тебя»), я не чувствую себя свободным действовать, но я полностью ограничен, я не могу делать дела в святости — это сомнение в мире Асия, нет подзарядки.

В самом деле, если человек полностью «привязан» к силам скверны (ситра ахра), настоящий Амалек, помилуй его Б-г, он может делать что-то с большой инициативой и уверенностью со стороны ситра ахра. Здесь мы говорим о ком-то, кто отождествляет себя и хочет принадлежать к святости, но Амалек вызывает у него сомнения. Сомнение начинается с мысли, «червяк» грызет мысль на языке хасидизма[15], затем сомнение опускается до заикания в речи. Чтобы говорить, мы должны были быть влияющими, посланниками Ребе, выйти в мир и распространить источники хасидизма. Основная сила посланника — в речи, а если он не может говорить четко и ладно, с любовью и великим светом: «Открой свой рот и твои слова будут светить»[16], это знак того, что Амалек просочился в его одеяние речи. Если он достигает состояния, когда он не может действовать в святости, ограничен и его руки связаны, это Амалек в одеянии действия.

Теперь мы вернемся к пониманию порядка мицвот в стихах: сначала «помни» в речи, затем «сотри» на деле и, наконец, «не забывай» в мыслях. Мысль может быть неосознанной! «Религиозный еврей» подавляет свои сомнения, и много раз не знает, что в его сердце есть сомнение в Амалеке! Как наблюдательный человек узнает и распознает, что внутри него есть Амалек? В заикании, которое происходит в речи, там он замечает, что, вероятно, в ней есть какой-то Амалек. Затем он чувствует, что это спускается на уровень действия, и этим необходимо заниматься на видимых слоях разума. И, в конце концов, он может искоренить даже самого скрытым Амалека, который внутри него, во внутреннем одеянии мысли. Это порядок устранения идолопоклонства, который мы уяснили в главе Ръэ: сначала должно быть отрезано и искоренено видимое зло, и только после фактического завоевания Земли Израиля может быть искоренено скрытое зло, чтобы не осталось следов Амалека даже в самых сокровенных мыслях[17].

 

[1] Дварим 25, 17-19.

[2] То есть согласно указаниям в Торе. Сефер а-хинух, мицва 603, Тосфот, Брахот 13, 1 со слов «בלשון». Шулхан арух, Орех хаим 685, 7.

[3] Согласно Сефер а-хинух, все мицвот, связанные с Амалеком, не распространяются на женщин, потому что они не участвуют в войне. И в Минхат хинух он задавался вопросом об этом, потому что невеста также выходит из под хупы на мицву войны. Как и мнение некоторых Поским о том, что даже женщины обязаны соблюдать мицву «помни», как мнение раввина Натана Адлера, которое цитируется в респонсе Биньян Цион  а-хадашот, 8. И см., что указано в Псукей Тшувот, 685.

В Бейт Йосеф Орех хаим 5690 года цитирует из Орхот хаим источник для разбивания камней и деревьев, на которых написано имя «Аман» из Мидраша: «сотри даже с деревьев и камней», из примечания в Тора тмима (от 206), которое является доказательством того, что женщины обязаны обязаны выполнять мицву Стирания Амалека, потому что это не совсем путь войны, см. там. И намек в вышеупомянутом Мидраше:  העצים ואבנים = חי בריבוע(деревья и камни = 18 в квадрате); מן העצים ואבנים = אור אור = אור אין סוף וכו׳ (с деревьев и камней = свет свет = бесконечный свет и т.д.); אפילו מן העצים ואבנים = ישראל (даже с деревьев и камней = Исраэль), в отличие отעמלק = ספק אין ספק  (Амалек = несомненное сомнение, см. ниже).

[4] И см. Маген Авраам 60, סק“ב, Шулхан арух Адмор а-Закен, раздел 4, что нужно направлять это на «Твое великое Имя» в благословении Аhават олам.

[5] См. в отметках и примечаниях Сидура Адмор а-Закена в новом издании (5664 года), стр. 196.

[6] Подобно Сефер мицвот гдолот и а-Хинух. И см. рав Йерухам Перла, Осе 59-60.

[7] Илхот млахим 5, 5.

[8] Мегила 18, 1.

[9] Шабат 88, 1.

[10] «Помни, что сделал тебе Амалек», «Сотри память об Амалеке», «Не забывай» (“זכור את אשר עשה לך עמלק“ ,“תמחה את זכר עמלק“ ,“לא תשכח) — серия из  6-4-2  слов и 18-13-6 букв

6 букв «Не забывай» против 6 слов «Помни, что сделал тебе Амалек». (18+13+6=37, הבל־יחידה, 13-е простое число).  Сумма квадратов трех этих чисел 529 = 23 в квадрате = תענוג, удовольствие (важная связь между 37, יחידה и 23, חיה, как известно; война Амалека — это война между хая и йехида душе, двух всеобъемлющих светов, ближнего света и дальнего света, и этого достаточно для понимающего.

С трех слов начинаются три мицвы: זכור תמחה לא = 717 = 2* 239 (с kollel -Amalek) = “כי יד על כס יה

(«Б-г клянется Своим Престолом ]что у Него война против Амалека из рода в род[«).

זכור תמחה לא תשכח =“הוי׳ צבאות עמנו משגב לנו אלהי יעקב סלה”, и этого достаточно для понимающего.

[11] Дварим 30, 14.

[12] Добавления к Кетер Шем Тов (изд-во Кеhат, третий выпуск) от 118.

[13] Дварим 8, 18.

[14] Теилим 116, 10.

[15] Бейт Раби, глава 25, история «Вольпера».

[16] Брахот 22, 1.

[17] Наконец, остается вопрос, как мы будем выполнять мицву памяти и стирания Амалека в будущем, после того, как его имя сотрется в мире (см. Минхат хинух, 603). И на внутреннем уровне нужно сказать: нечистое сомнение в вере начинается с ощущения «реальность миров несомненно существует, и я, главным образом, а Б-г существует ли — еще вопрос». Но в конце концов взгляд изменяется: «Б-г несомненно существуют, а существует ли реальность миров — еще вопрос». И намек:

ספק אין ספק = ישראל = עמלק אין עמלק (сделать из ощущения самости Амалека – нет Амалека), и этого достаточно для понимающего.

 

 

 

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.