Ученики Авраама и ученики Бильама

Трактат Авот, Глава 5,  Мишна 19

Тот, кто обладает тремя следующими качествами, – из учеников нашего праотца Авраама, а [тот, кто обладает] тремя качествами, [перечисленными еще ниже], – из учеников злодея Бильама. Ученики нашего праотца Авраама доброжелательны, просты в обращении и непритязательны. Ученики злодея Бильама завистливы, высокомерны и похотливы…

Начнем с намека: נפש  רוח עין (глаз, руах, нефеш – два разных уровня души) – последние буквы этих трех слов образуют слово נחש[1] – змей (доброжелательны (буквально «добрый глаз»), просты в обращении (руах немуха – простодушны) и непритязательны (нефеш шфела)). Бильам – змей клипы, который идет «навстречу змеям» и должен признать, «ибо нет ворожбы против Яакова». А Авраам — это змей святости, נחש = משיח (змей = Машиах). Раши интерпретирует «хороший глаз, у которого нет ревности к своему другу и приятен ему почет своего друга, как свой. Простодушен, скромен и преклоняет колено, который принижает себя перед людьми, помогает им и не груб». Но у злодея Бильама был злой глаз, как написано: «И поднял Бильам глаза свои», высокомерие: «не хочет Б-г позволить мне идти с вами», (но с другими), похотливость: «Даже если даст мне Балак полный свой дом серебра и золота».

То есть, злой глаз – это зависть, высокомерие, который выражается в гордыне и честолюбии, а похотливость – в сладострастии. В соответствии с этим, три дурных качества Бильама буквально являются словами мишны из предыдущей главы: «Ревность, похоть и честолюбие лишают человека жизни в мире», за исключением того, что здесь порядок иной — ревность-честолюбие-похоть.

Эти три качества соответствуют трем основным уровням души: мускаль, мургаш, мутба: почести, высокомерие против простодушия – относится к исправлению на уровне разумном-мускаль (хохма, бина, даат, сокращенно Хабад). Гордыня – это изъян разума (хохма и бина, גאוה = י־ה); похоть – «широкая душа» против непритязательности – относится к исправлению качеств (хесед, гвура, тиферет, Хагат); зависть, злой глаз против доброго – относится к исправлению мутба (нецах, hод, йесод, или сокращенно нэhи). Мрачный порыв ревности приводит в действительности к злым поступкам. Поэтому, корень мутба в кетере — и все начинается со злого или доброго глаза, и это порядок в мишне: начинается с исправления глаза (кетер и мутба), от этого продолжается к исправлению уровня души руах (мускаль) и отсюда к исправлению уровня души нефеш (мургаш).

Выражение ученик «такого-то» появляется в еще одном месте в трактате Авот: «Будь учеником Аарона» (1, 12), и таким образом, есть один отрицательный и два положительных образа. Эти трое присоединяются к порядку хаш-маль-маль, смирение-разделение-гармонизация: клипу Бильама необходимо покорить (заставить замолчать — хаш); и остерегаться того, чтобы не оказаться в числе его учеников; Авраам Авину заключает отделяющий завет с Б-гом (маль – мила, то есть обрезание); Аарон а-Коэн гармонизирует: «Учись у Аарона: цени мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе» (Авот (1, 12)).

Рабби Ицхак Гинзбург шелита

(Еженедельник Нифлаот, Глава Балак, ст. 21)

[1] נפש  רוח —  עין  гиматрии этих трех слов — это серия чисел, основа которых 132, בלק (нед. глава Балак).

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.