Звезда от Яакова

Источник сада

Глава Балак – хасидский аспект

Последние слова Бильама о «далеком будущем»: «Вижу его, но не теперь, на него взираю, но не близко: взошла звезда от Яакова, и поднялся скипетр от Израиля; и сокрушит он пределы Моава и разгромит всех сынов Шета»[1]. Кто и что такое «звезда»? Рамбам пишет: «взошла звезда от Яакова — это Давид», «и поднялся скипетр от Израиля» — это Царь Машиах. «И сокрушит он пределы Моава» — это Давид … «и разгромит всех сынов Шета» — это Царь Машиах»[2] — итак, «звезда» — это Давид. Хотя Мидраш[3] считает, что «Кохав» является царем Машиахом (то есть весь стих говорит о Машиахе (и поэтому рабби Акива толковал «взошла звезда от Яакова» о Бар-Кохбе (как  будет объяснено).

И написано в Гемаре[4], что один язычник сказал рабби Ишмаэлю, что видел во сне, что он проглотил звезду. Рабби Ишмаэль сказал ему: «Ты убил еврея!» (и, в конце, язычник признался в этом)! А в Талмуд Иерусалми написано, что рабби Ишмаэль узнал об этом из стиха «взошла звезда от Яакова»[5]. Очевидно, можно было привести явные стихи о том, что народ Израиль подобен звездам, как было сказано нашему отцу Аврааму: «взгляни-ка на небо и сосчитай звезды: — столь же многочисленным будет твое потомство»[6], и все же приводят доказательство именно из этого стиха — следовательно, каждый еврей называется звездой! Три интерпретации взаимосвязаны: Давид и Машиах несомненно связаны, а сам Машиах назван Давидом[7], действительно, у каждого еврея есть искра Машиаха[8]. И знак: Машиах-йеуди (еврей)-Давид – первые буквы этих слов образуют слово מיד, «немедленно», Машиах придет «буквально тотчас и немедленно»[9].

Еврей — звезда

В общем, Святой Благословенный подобен солнцу[10], а весь Израиль подобен Луне (которая получает свет от солнца)[11]. Но каждый еврей сам по себе – звезда, взошедшая на небо. «Ибо нет человека, у которого бы не было своего часа»[12], у каждого есть час, чтобы взойти, час, чтобы появиться в истории, час мессианского появления в его жизни.

На английском (и на других языках) «Звезда» — герой, как кинозвезды. Звезды фильма — евреи. Есть и другие актеры, не евреи, но звезды — евреи. Каждый еврей — это звезда с мессианской силой, которая появится в свое время.

И намек: известно, что звезда – כוכב или כו־כב, где כו — это собственное Имя Ãвайе, а כב — двадцать две буквы Торы. Это соединение Всевышнего и Торы: «Тора и Святой Благословенный едины». Это слово также можно разделить по-другому: 26 внутренних букв и 22 внешние, окружающие буквы, то есть Б-г внутри Торы.

И еще одно красивое явление: כוכב=48, если перемножим все буквы этого слова друг с другом 20*6*20*2, то мы получим число 4800 – 100 раз по 48 (редкое явление). Отсюда намек на то, что у каждого еврея, каждой звезды, есть потенциал ста звезд. У каждой души есть 10 сил (силы души соответствуют 10-ти сфирот) и они включаются друг в друга и достигают ста. Выражение числа 100 в душе видно из Ãлахи: что нужно благословлять каждый день 100 благословений[13], так появляется сто звезд в каждой звезде.

Гиматрия всего выражения «взошла звезда от Яакова» – в 19 раз больше, чем гиматрия Ãвайе (26), и 19 = Хава, и при добавлении Адам (26, тайна наполнения числа Ãвайе, йуд, hей, вав, hей, когда наполнение равно חוה, и все равно אדם) – намек на каждого еврея: «Вы называетесь Адам»[14]. И разумеется, это намек также для других толкований, ведь אדם – инициалы Адам Давид Машиах[15].

Разочаровавшая звезда

Давайте вернемся к значению, что «звезда» — это Машиах[16]. В Иерусалимском Талмуде сказано: «учил рабби Шимон Бар Йохай, что рабби Акива толковал «взошла звезда от Яакова» – взошел Кохба от Яакова [а в Мидраше: «Не называй «звезда» (кохав), но ложный (козев)»]. Рабби Акива: «Когда я видел Бар Кохбу, я говорил закон – он царь Машиах». Сказал ему рабби Йоханан Бен Торта: «Акива, поднимутся сорняки на твоих щеках, но сын Давида все еще не пришел»[17]. И поэтому Рамбам приводит в Законах царей[18], что рабби Акива думал, что Бар Кохба был Машиахом «до тех пор, пока он не был убит из-за своих проступков», и тогда оказалось, что это не так. Каждый еврей — это звезда с искрой Машиаха, и рабби Акива верил, что Бар Кохба претворит в жизнь бывшую в нем искру. Когда мудрец поколения, рабби Акива, «подписывает» Бар Кохбе, это огромная сила, и все же весь бизнес терпит неудачу и («поднимутся сорняки на твоих щеках») …

Можно объяснить, что толкование «взошла звезда от Яакова» имеет позитивный аспект: то есть, имя Бар Кохбы было «Бар Козба» или «Козива» (как обычно упоминается)[19], и рабби Акива толковал о нем стих «взошла звезда от Яакова» меняя звезду (כוכב)  на כוזב (ложную звезду), утверждая, что он Машиах (и отсюда было принято положительное прозвище «Бар Кохба», которого нет в наших источниках. Но есть толкования[20], что Козба означает также «ложь», и это толкование было сказано после того, как стало ясно, что Бар Кохба потерпел неудачу, и рабби Акива понял, что допустил ошибку (либо при жизни Бар-Кохбы, либо после того, как он был убит). А из Гемары видно, что имя Козба, в конце концов, истолковано дабы пристыдить, язык лжи и ошибочности.[21]

Возможно, что Бар Кохба назван изначально Бар Казива, так как он родом из города Казив, который в наследии Йеуды. Действительно, само место Казив — это казав, «разочарование», как комментируют, что Шелу Бен Иегуду называют этим именем, язык иллюзии, разочарования, когда он родился в Кзиве, «и был Йеуда в Кзиве при его рождении»[22]. Из Иудеи выходит царь Машиах, и начало создания «света Машиаха» происходит в акте Иуды и Тамар после рождения Шелы в Кзиве – и так объясняется у Аризаля, что здесь намек на корень Бен Козива[23].

Южная Звезда

И вот, в Гемаре[24] рассказывается о героизме «Бар Дарома» в римском восстании, который сказал Б-гу: «Не помогай и не мешай» (и, в конце концов, был убит) а Бар Друма — это Бар Кохба (потому что то, что говорится о нем в Гемаре, сказано в Мидраше о Бар Казиве)! Вероятно, он назван Бар Дарома, потому что он приехал с юга, из Казива, что в Нахалат Иегуда, но несомненно есть также глубокий намек на это имя («Шма Мильта»)[25].

С одной стороны, «кто хочет помудреть – пусть едет на юг»[26], Юг — это хесед в Каббале, а также источник добра, мудрости (глава «правой линии» в системе сфирот). Но, также, как есть мудрость в святости, есть и противоположная мудрость. Так говорится истории с разведчиками «Амалек сидит в Негеве (на юге страны)»[27] — Амалек — великий мудрец для зла (как объясняется в Тании). Амалек вызывает сомнения в вере (עמלק = ספק, Амалек = сомнение), он вечно сомневающийся скептик. И Авраам постоянно путешествует в бесконечном свете[28] в сторону юга[29] — живет в высотах мира. Но теперь есть другое значение: Авраам постоянно борется с Амалеком, борется с сомнениями. Авраам является «главой всех верующих», он вселяет в нас веру, благодаря тому, что мы «верующие, сыны верующих», и чтобы увековечивать это, он идет сражаться с Амалеком.

Таким образом, перед Бар Дарома есть два пути: настоящая мудрость святости, вера Авраама или сомнения Амалека. Сомнение – это эго: «Я и никто кроме меня»[30]. По сравнению с мудростью, которая в аспекте «ничто» и устранение себя. Сомнение Амалека удаляет Б-га — это то, что Бар Дарома сказал Б-гу: «Ты мне не нужен» …

Это испытание каждой мессианской звезды: он находится на юге, в Казиве, и существует опасность, которая превратится в ложь, разочарование и заблуждение. В общем, большая часть разочарования связана с Машиахом, на которого возлагаются надежды на исправление мира, а когда он терпит неудачу, это сильное падение. Здесь происходит процесс потери-упадка, как это было с первым ложным Машиахом, Бар Козивой, и, вероятно, со всеми следующими ложными Машиахами на протяжении веков: все исходит из стиха «взошла звезда от Яакова» — сначала это звезда, затем ложь, падающая звезда. Действительно, Машиах находится под угрозой падения, Давид Малка Мшиха называется «бар нафла»[31].

«Многочисленней добрая мера, чем мера злоключения»[32] — безусловно, можно добиться успеха и стать настоящей звездой. На юге святости цель Авраама Авину, который путешествует по Негеву, состоит в том, чтобы добраться до того, Кто живет в высотах мира, и эта звезда, находящаяся под угрозой падения, должна подняться силой юга, восстановить ложное и поднять его до Высшей Звезды и придет к Сиону Искупитель, «взошла звезда от Яакова, и поднялся скипетр от Израиля».

Перевод из Еженедельника Нифлаот, 5780, Балак, ст. 25-27.

[1] Бемидбар 24, 17.

[2] Законы царей 11, 1.

[3] Иерусалми Таанит 4,8. Эйха раба 2,4. И это же видно из Дварим раба 1, 20.

[4] Брахот 56, 2.

[5] Иерусалми, Маасер шени, 4, 6. «Тора тмима«– у нас.

[6] Берешит 15, 5.

[7] Иерусалми, Брахот 2, 4.

[8] Маор ейнам, глава Пинхас.

[9] Ребе толковал инициалы трех последних поколений Хабада: Менахем Мендель, Йосеф Ицхак, Дов Бер (Рашаб) как мийяд, מיד.

[10] Теилим 84, 12: «Ибо Ãвайе Б-г – солнце и щит».

[11] И см. в Гемаре Брахот, что тот еретик видел во сне, что поцеловал Луну, и сказал ему рабби Ишмаэль, что он совокуплялся с женщиной Израиля.

[12] Авот 4, 3.

[13] Минхот 43, 2

[14] Йевамот 61, 1.

[15] Риканати Берешит 1, 26. Сефер Ликутим, Аазину. Дополнительный намек: гиматрия всего стиха из Бемидбар 24, 17: אראנו ולא עתה אשורנו ולא קרוב דרך כוכב מיעקב וקם שבט מישראל

= 3210 (при подсчете по правилуלאחור»  «ספירה) равна 13 атрибутам милосердия Всевышнего. Настоящий Машиах должен быть самоотверженно связан с самой сутью 13-ти атрибутов милосердия: «Ибо Сострадающий им будет (вести их) = Машиах» (מרחמם כי = משיח), из Йешаяу 49, 10.

[16] Обо всем этом см. еще урок от 6-го Кислева, 5780. Отпечатано в еженедельнике «Веабита», Веэра, 5780.

[17] Иерусалми, Таанит 4, 5 (толкование Алей Тамар там).

[18] Законы царей 11, 3.

[19] И также найдена его подпись на письмах из Иудейской пустыни «Шимон бен Косба, президент Израиля».

[20] Эц Йосеф на Эйха раба там, от имени Маор Эйнаим. Тора тмима здесь.

[21] Санhедрин 97, 2: «рабби Натан сказал: этот острый случай, который спускается в пропасть: «Потому что другое видение будущего и конца ловушки … «Казав»» … не так, как рабби Акива, см. там. И Маhарша истолковал: «а не как рабби Акива, который толковал, что будет Бен Козиба Машиахом. В Гильгулей нешимот у Рама, 70: «и потому, что он не завершил свое исправление» называется Козиба «.

[22] Берешит 38, 5. Толкование Рамбама там.

[23] Cефер Ликутим, глава Ваешев.

[24] Гитин 57, 1.

[25] Хидушей Агадот Маhараль, Нецах Исраэль, 6.

[26] Бава батра, 25б.

[27] Бемидбар 13, 29.

[28] Тора Ор, глава Итро (66, 4).

[29] Берешит 12, 9.

[30] Йешаяу 47, 8 и 10.

[31] Санhедрин 96, 2, и у Раши.

[32] Мишлей 3, 34.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.