Все мои источники в Тебе

Рабби Ицхак Гинзбург

Рассказ из книги «Факел перед рассветом»

Бааль-Шем-Тов сказал: Даже если чаша с едой стоит на столе, если Благословенный Б-г не велит есть — есть невозможно.

Решимит дварим 4, стр. 81

Всегда получает повеление и делает

Великим принципом в учении Бааль-Шем-Това является выражение: «На всех путях твоих познавай (волю) Его»[1]. Слуга Б-жий всегда пребывает рядом с Творцом, у него нет никакого деяния, которое бы не являлось единением — приближением к Благословенному Б-гу.

В предыдущих поколениях мы не находим такое общее руководство, и большинство служащих Б-гу обращали все свое силы на заповеди, которые нам заповедал Всевышний — 613 заповедей Торы. Все, что связано с светской жизнью и потребностями этого мира, воспринималось в их глазах как «Милин деhедийота»[2], как вещи, которых не желают, но, самое большее, к ним относятся как к необходимости.

Бааль-Шем-Тов был послан в мир, чтобы пробудить душу общины Израиля, вывести его из дремоты и возродить к новой жизни. Его приход готовит дни Машиаха, в которые: «Ведь сотворил Б-г (нечто) новое на земле: женщина будет искать мужчину»[3]. Таким образом, его учение имеет большое значение для следующих инициатив снизу-Вверх, вплоть до встречи с Благословенным Б-гом внутри самих «Милин деhедийота».

Если сначала Святой Благословенный один плетет нити для установления связи, то теперь, когда община Израиля поднимается из пустыни изгнания и готовится к полному Искуплению, Он требует от нее, чтобы она также плела свои собственные нити, и стала искать Его во всем ее пути[4].

Бааль-Шем-Тов, сидя за столом, почувствовал, как трудно проявлять инициативу в единстве. Ему не хватает мицвы, он хочет быть тем, кто «получает повеление, и делает»[5], потому что, прежде чем он станет человеком, который способен инициировать единение со своей стороны, он наполнен чувством, что он действительно «не имеет ничего своего». Это не ничтожность смирения, а полное самоуничижение перед реальностью Б-га. Ухо, внимательно слушающее слово Б-жье и заботящееся о том, чтобы из его уст исходило только хорошее, привыкло быть в положении принятия, чтобы действовать. «Уста мои наполнятся славословием Твоим»[6] — мне нечего тебе сказать, если ты не положишь мне что-либо в рот.

Все 248 членов тела и 365 сухожилий благочестивый приучает быть привязанными и посвященными Благословенному Б-гу, делать все, что велено, и не делать ничего, что не велено. В любом случае, теперь, даже если чаша стоит перед ним — что ему до нее? Если нет нити мицвы, связывающей его с едой, он вообще не может прикоснуться к ней.

На словах хасидизма, человек нуждается в пробуждении Сверху до пробуждения снизу. Чтобы быть способным предпринимать, в нем должно возникнуть осознание того, что ему есть что дать Благословенному Б-гу, ему нужно одобрение и подкрепление с его стороны. В этом смысл мицвы «есть», это общая мицва — встать и быть человеком — приносить радость Благословенному Б-гу буквально от всего.

[1] Мишлей 3, 6.

[2] См. Зоар 3 149, 2.

[3] Ирмияу 31, 21.

[4] «Познавай Его» — דעהו или דע ה-ו. Единство действует снизу Вверх, от буквы ה»א до буквы до ו»ו, от Шхины, пребывающей в созданных мирах к Всевышнему. Мицва — это מצ ו-ה, единство идет Сверху вниз, от ו»ו к ה»א (מצ в אתב»ש (каббалистический метод перестановки букв, при котором первую букву ивритского алфавита заменяют на последнюю, вторую – на предпоследнюю и т. д.) י-ה, и, таким образом, мицва — это секрет имени הוי, которое спускается по ступеням, чтобы оживить создания).

[5] Бава кама 38, 1.

[6] Теилим 71, 8.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.