Меняющий причины

Подраздел для юношества

Нифлаот Ваикра 81

«Скажи, почему ты ходишь вокруг?»

«Я не иду, меня ведут»

«А почему вокруг?»

«Поскольку по прямой я никогда не преуспеваю».

***

Вы помните рассказ с прошлой недели про мишлохим (посылки) Эфраиму и Амнону?

(https://gal-einai.ru/vospitanie/eto-to-chto-dadut/)

Некоторые из моих друзей просили меня объяснить подробнее, потому что эта тема их изрядно заинтересовала, но им казалось, что я остановился на середине …обычно этот раздел связан с недельной главой, и действительно в главе Веякhэль-Пкудей мы все еще в самом разгаре строительства Скинии завета, на пике желания и энтузиазма, которые охватывает народ Израиля при пожертвовании материалов на его строительство, и поэтому очень подходит продолжить эту тему, которую мы начали, —

Даяние

Вернемся вкратце: в Пурим я приготовил два красивых и внушительных мишлоаха для Эфраима и Амнона, но каждый из них был приготовлен по разным соображениям. Эфраиму я приготовил с желанием и энтузиазмом, потому что он мой хороший друг, в то время как желание приготовить Амнону исходило из чувства неловкости — боязни произвести негативное впечатление. Мне было стыдно нести ему мишлоах, в который вложено меньше, чем то, что я получил от него, и, конечно, я не был заинтересован в том, чтобы меня считали скупердяем. В первом случае мотивация была чистой, а во втором случае мотивация была… ради меня самого.

Из двух мишлохим и разницы между ними мы узнали о желаемом намерении и мотиве совершения добрых дел. Доброе дело должно быть сделано во имя Неба, чтобы порадовать Творца и доставить Ему удовольствие, без всякого желания извлекать из этого пользу для себя. Как это делать? Как очистить сердце от нечистых соображений? Размышлением!

Деньги и две руки

В следующем размышлении разделим действие благотворительности на три составляющие: деньги в моем кошельке, моя рука, которую я дает их бедным, и рука бедняка, который получает их от меня. В отношении каждого из трех составляющих есть правильная и чистая мысль, но можно быть также, не дай Бог, нечистый помысел. Итак, первое, что нужно знать наверняка, что деньги, которые у меня есть, совсем не мои. Они — залог в руках Б-га! Чтобы те же самые деньги могли дойти до меня, у Б-га много посланников. Иногда родители, которые сделали мне подарок, также может быть сосед, который попросил меня о помощи и решил вознаградить меня за нее.

Что ж, деньги не от меня, но, в конце концов, тот, кто дал их бедным, это я, и поэтому я достоин похвалы, не так ли? Такова наша естественная мысль, но после размышления мы придем к несколько иному выводу. Фактически, у каждого из нас есть планы, что делать со своими деньгами. Один предпочитает покупать на них вкусные сладости, другой предпочитает вложить их в покупку хорошей игры и есть такие, кто предпочитает сохранить их, положив в копилку. Тогда откуда берутся силы, которые я нахожу в себе, чтобы засунуть руку в карман и вытащить из него банкноту? От Б-га! Он тот, кто меня подталкивает. Это прямое вмешательство и побуждение с его стороны, и он тот, кто помогает мне принять правильное решение и дать. Как вы думаете, кто дает деньги — я или Б-г?

А кто тот бедняк, который протягивает руку? Он, конечно, тоже приходит ко мне с миссией от Б-га. Фактически, он удостаивает меня великой заповеди. Без него деньги остались бы у меня. Цель размышления здесь состоит в том, чтобы понять, что на самом деле я не тот, кто делает добро нуждающимся, а напротив, он тот, кто оказывает мне услугу. «Бедняк оказывает услугу хозяину дома в большей степени, чем хозяин дома оказывает услугу бедняку».

Короче говоря: Б-г берет у меня деньги, которые он мне передал, и передает их от меня дальше. И какова моя роль во всей этой истории?

Обратить внимание и осознать, как сильно Б-г меня любит, жалеет и чудесно заботится обо мне!

Не приятно

Хочу рассказать вам продолжение истории прошлой недели. Я собрал посылку Амнону и отправился в путь. На улице, недалеко от дома Амнона, я прошел мимо одного из мест сбора пожертвований нашего квартала. В Пурим, слава Б-гу, таких мест можно найти в изобилии. Обычно перед Пуримом я стараюсь запастись приличным количеством монет в половину шекеля, чтобы выполнить мицву помощи нуждающимся наилучшим образом. Хотя полшекеля это небольшая сумма, но вы, наверное, знаете, что «каждому, кто протягивает руку, дают», так для того, чтобы я мог не слишком растратить свои деньги, я размениваю приличную сумму за мелкие монеты, чтобы мне не пришлось отказывать в подаянии тем, кто собирает пожертвования.

Но на месте сбора пожертвований меня снова ждал сюрприз. Там стоял Хаим, тоже из нашего класса. «Эй, Рази, что слышно? «Ну, сколько ты дашь?» Я собирался автоматическим движением вынуть монету и бросить в коробку, но именно тогда в моей голове промелькнула мысль: «Всего полшекеля? Хаим не знает моего плана разделения денег. Он подумает, что я скупердяй …». Я вынул из кармана шесть монет и бросил их в коробку. «Разменяю дома другую сумму».

Что вы скажете? Ради Б-га или другой помысел? Ведь если бы Хаим не стоял рядом со мной здесь, я бы вынул из кармана только полшекеля, как обычно, а остальные монеты я достал из кармана, думая о себе.

Жить с причинами

Наш учитель Бааль-Шем-Тов учит нас очень важному принципу: Б-жественное провидение не пропускает и эти соображения. И они исходят от Него Благословенного! Одно из названий Б-га — «сменяющий причины». Мотив соблюдения мицвы называется «причина», и не всегда причина, побуждающая меня соблюдать мицву, чиста и ясная. Но Б-г — это тот, кто заменяет причины и оригинальным образом подталкивает меня к мицве.

Как? Б-г так сильно меня любит, что он не удовлетворяется только тем, что посылает ко мне бедняка, которому я буду давать милостыню. Б-г хорошо меня знает, он знает, как мне тяжело преодолеть желание оставить деньги себе. Он также знает, что мне обычно стыжусь своих друзей, таких, как Хаим. Что он делает? Он делает так, что я появляюсь к месту сбора пожертвований в момент, когда там стоит Хаим, и благодаря своему стыду перед ним мое сердце становится щедрее, и я даю большую сумму.

Вы заметили, что здесь произошло? Отдавать только из-за стыда перед другим человеком — настоящий поворотный момент, ведь сам стыд стала двигателем для святости! Это называется жить с причинами!

Да удостоимся мы служить Б-гу, который поворачивает причины, и со всеми причинами!

Рази

Еженедельник  Нифлаот Ваикра 81,стр. 37-39

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.