Нееврей в изучении Торы и соблюдении мицвот

Четвертая революция

В последние годы рав Ицхак Гинзбург обучает о четырех больших «революциях» в учении Талмуда: запись устной Торы, взимание оплаты за обучение Торе, обучение Торе женщин и обучение Торе народов мира, причем мы находимся в разгаре третьей революции и начале четвертой революции

Рамбам написал в Законах царей

[9]: нееврей, который занимается Торой, должен умереть, не будет иметь дело ни с чем другим, кроме как с их семью заповедями, и нееврей, который соблюдал шабат даже в один из будних дней, если он его сделал для себя субботой, должен умереть, и, разумеется, нет необходимости добавлять, если он сделал для себя праздник. В целом, им не позволяют обновлять религию и делать себе мицвот по своему пониманию, но они будут или герей цедек (герами, принимающими все заповеди), или остановятся в своем изучении и не будут ни прибавлять, ни убавлять. И если он займется Торой, или шабатом, или будет обновлять учение, его бьют и наказывают, и сообщают ему, что он должен умереть за это, но не убит.

[10] Сын Ноаха, который хотел сделать мицву из остальных мицвот Торы, чтобы получить вознаграждение, не мешают ему делать это должным образом, и если он принес жертву, принимают от него, и дал  деньги на цдаку (благотворительные цели), принимают у него, и показал мне, что он даст ее беднякам Израиля, так как он питался от Израиля и доброе дело для него давать им жизненность. Но нееврей, давший цдаку, принимают у него, и дают ее бедным неевреям. И нужно понять, что если нееврею позволено соблюдать заповедь «должным образом», почему ему не разрешается заниматься Торой или соблюдать шабат?

Тора и Шабат по сравнению с другими мицвот

Принятое толкование Рамбама, что в Ãлахе 10 он относится к «другим мицвот» помимо изучения Торы и соблюдения шабата[1]. И причина разделения: во-первых, существует специальное исследование[2], чтобы запретить изучение Торы и соблюдение субботы нееврею. Более того, Маhараша истолковал, что именно две из этих заповедей были запрещены, потому что Тора была посвящена Израилю, а суббота — невеста Израиля, а также в Мидраше, «»потому что Б-г дал вам субботу» … Вам дана, а не народам … притча о короле, против которого сидит королева, и прошедший между ними должен умереть»[3].

А в остальной части заповедей это зависит от мыслей и намерения нееврея, согласно Радбазу в (Ãлахе 10) «и если хочет сделать это, сказав, что ему велено делать, ему не препятствуют делать это, и если выполнил ее, он получит за нее вознаграждение как кто-либо не обязанный делать, и уточнил Рабейну, написав: «чтобы получить вознаграждение». То есть, в 9-й Ãлахе речь идет о том, что нееврей считает себя обязанным выполнять, что является серьезной проблемой в отношении «обновления религии» и искажения Торы, и неверие в то, что Израиль является избранным народом, которому была дана Тора. И в 10-й Ãлахе речь идет о том, кто признает, что он обязан соблюдать только семь заповедей, но он добровольно хочет исполнить мицву, как тот, кто не обязан, ради получения вознаграждения, и это разрешено. Но изучение Торы и шабат в любом случае запрещены: «потому что эти заповеди самой сутью и их существованием указывают на то, что над миром, и поэтому их выполнение запрещено сыновьям Ноаха, даже если в их намерение входит получить вознаграждение»[4].

И еще уточнение у Рамбама: в 9-й Ãлахе речь идет о гое, в 10-й Ãлахе речь идет о сыне Ноаха – сын Ноаха принимает и соблюдает 7 мицвот (в силу повеления Моше в Торе), в рамках гер тошав (см. прим. 28 на этом сайте в статье «Танах для всех» https://gal-einai.ru/chetvertaya-revolyutsiya/tanah-dlya-vseh/) и праведник народов мира (как объясняет в конце главы 8), в то время как просто нееврей, не гер тошав (и очевидно занимающийся идолопоклонством, как пишет сам Рамбам[5]). И также в 10-й Ãлахе разделяет Рамбам между неевреем, дающим цдаку, которую передают бедняку нееврею, и сыном Ноаха, дающим цдаку, которую отдают еврейским беднякам, поскольку он получает от Израиля и оживить его является добрым делом[6]. И в нашем случае: в 9-й Ãлахе написано, что нееврей не должен выполнять какие-либо мицвот в дополнение к своим семи заповедям, и это именно нееврей, который не принимает семь заповедей, и в любом случае его вера не очищена, и если он будет выполнять мицвот Торы, это будет как обновление религии и ее искажения, в то время как в 10-й Ãлахе он пишет, что сын Ноаха, который принимает семь заповедей и верит в Тору Моше, может соблюдать дополнительные заповеди как тот, кто не обязан выполнять и (несмотря на это, все же) выполняет.

Тора, шабат и мицвот на внутреннем уровне

На внутреннем уровне изучение Торы и соблюдение субботы относятся к единству «отца» и «матери», хохмы и бины, о которых сказано: «скрытое Ãвайе, Б-гу нашему» (именно нашему Б-гу, который не принадлежат народам мира). В частности, Тора со стороны хохмы, аба илаа, «Торы из мудрости исходит», а шабат — это има илаа, включенная в аба илаа. (Хотя шабат является святым, аба, но он «свят и устойчив» с шабата Берешит, который принадлежит има илаа) и оба «Тору повелел нам Моше, она наследие общине Яакова ]а не другим[».И относительно остальных времен и праздников: Йом Кипур, «Шабат шабатон», принадлежит к има илаа, а остальные времена со стороны понимания (твуна), времена радости. Основной запрет на обновление религии заключается в установлении дня отпуска, отдыха или праздника — потому что от бины «пробуждаются суды» в строгости к неевреям, чтобы они не обновляли религию דת (инициалы слов «мудрость понимание» תבונה —  דעת).

В отличии от этого, выполнение других заповедей соответствует общим семи мерам (זת) и, в частности, сфире тиферет, (по словам Яакова Авину: «с Лаваном я жил и 613 заповедей соблюдал»), «а открытое нам и нашим детям», поэтому нееврей также относится к выполнению того, что ему не заповедано. И нужно еще растолковать: «скрытое Ãвайе, Б-гу нашему» и у нас нет разрешения о скрытом (Тора и шабат) — передавать его другим; «а открытое нам и нашим детям» – мицвот нам, они наши, и нам разрешено привлекать других к участию в них, и уступить нашу уникальность (как «Тора дилей (его)» — мудреца и поэтому он может уступить свой почет[7]). Сказано про скрытое: «Слава Б-жья таить дело», и сказано про открытое: «Слава царей — исследовать дело», и народы мира тоже могут исследовать Тору, посредством изучения и соблюдения мицвот.

Еще один комментарий Рамбама

Хотя Хатам-Софер интерпретирует Рамбама иначе: «И см. у Рамбама, что он разделяет между акум (то есть обычным неевреем) и сыном Ноаха, принявшим на себя не поклоняться идолам, и ему можно проводить субботний отдых и выполнять мицвот, которые захочет, и тем самым принимают жертвы и обучают его Торе и принимают от него цдаку»[8]. То есть в 9-й Ãлахе сказано, что не нужно позволять нееврею выполнять заповеди, но его учат, что он связан следовать только семи заповедям. Но после того, как он принял на себя выполнение семи мицвот, теперь его называют сыном Ноаха, в тогда объясняется в 10-й Ãлахе, что он может выполнять все заповеди Торы для получения вознаграждения, включая соблюдение шабата и изучения Торы (и слова «остальные заповеди Торы» означает все 613 заповедей, кроме семи заповедей сыновей Ноаха, которые в любом случае должны быть выполнены)! И в любом случае, это объяснение у Рамбама несколько недостаточное (в особенности, слова «остальные заповеди Торы», которые не соответствует всем заповедям Торы. И еще, в семи заповедях Ноаха нет позитивных мицвот и нет смысла упоминать их здесь).

Заповедь обрезания у нееврея

Согласно самой сути Закона сын Ноаха может выполнять мицву в качестве того, кто не обязан и делает, и получить вознаграждение, и также пишет Рамбам в толковании Мишны[9], и более подробно ответил на вопрос относительно обрезания: «еврей может обрезать нееврея, если последний хочет отрезать себе крайнюю плоть и удалить ее», согласно мицве, которую нееврей делает, ему дают за нее вознаграждение, но не такое, что получает тот, кому велено это сделать, и только, чтобы он сделал это , когда он признает пророчество Моше Рабейну, повелевшего это согласно Вознесенному Б-гу, и верит в Него и не сделает по другой ]причине[ или согласно пониманию, которое он себе вообразил»[10], но есть такие, кто не согласен с тем, чтобы обрезать нееврея и поставить печать на священный завет[11].

На внутреннем уровне, как было сказано выше, изучение Торы и шабат соответствуют аба илаа и има илаа, а остальная часть 613-ти заповедей соответствуют семи нижним (сфирот). И, конечно же, обрезание — в йесоде, «знак святого завета», и, таким образом, согласно Рамбаму, и оно тоже имеет отношение к народам мира, по всем мерам. А в даат запрещают (нужно пояснять), что поскольку йесод поднимается к даат[12], он относится к «сокрытому» также как изучение Торы и шабат.

Ответ Рамбама

И уже были приведены слова Рамбама в его ответе, который позволил преподавать Тору христианам[13]. И это действительно трудно сопоставить это с его замечаниями по Ãлахе, и кажется, что на самом деле он использовал другой метод, который еще больше упрощает и главный смысл его (как он кажется из его слов там), чтобы приблизить неевреев к религии истины (и его можно объяснить более четко): самому нееврею не разрешают учиться, когда он еще не исправлен, но, когда мы приходим, чтобы приблизить его к Торе, в самом процессе приближения разрешено учить Тору с этой целью). В этом суть нашего поколения, когда многие народы мира обладают «здоровым умом» и могут обучаться тем частям Торы, которые принадлежат им (кроме тех, кто все еще фанатично держится за бессмысленную пустоту своих религий)[14].

Отредактировано на иврите Йосефом Пели и Элиэзером Мизрахи.

Пятая статья в этой серии.

Перевод из Еженедельника Нифлаот, Шлах, 5780 год ст. 30-32.

[1] Он также толковал в Лехем Иуда здесь, и другие толкователи. И также собрал Ребе в Ликутей сихот, часть 15, глава Ноах, сиха 3.

[2] Санhедрин 58, 2 – 59, 1.

[3] Шмот раба 25, 11. Риканати Шмот 31, 13.

[4] Из вышеуказанных Ликутей сихот.

[5] Как объясняется в Законах о запрещенной пище, 11, 7-8. См. Малхут Исраэль, часть 1, в статье » «והישמעאלים תושב גר בדין».

[6] Мы просто приняли тот факт, что сын Ноаха является гер тошав, но Рогачёвер объясняет

Рамбама, что есть три типа, нееврей, сын Ноаха и гер тошав. И см. Малхут Исраэль, часть 1, статья «והעמים ישראל». И здесь не место для подробного объяснения.

[7] Кидушин 32, 2.

[8] Хидушей Хатам-Софер, хулин 33, 1. См. там и далее в еще нескольких местах у ахароним.

[9] Объяснение Мишнаёт Трумот 3, 9.

[10] Вопросы и ответы Рамбама (на запреты) симан 148. И также Законы обрезания 3, 7 и см. Цафнат пиануах там.

[11] См. Вопросы и ответы, Йоре деа, 263, 5 у Рамо и в Носей келим. И см. что пишет в Вопросах и ответах Ябия Омер, Йоре деа, часть 2, пункт 19. И здесь не место для более детального разбора.

[12] Как объясняется равом Гинзбургом в итваадуте йесод йесода, 5780 года.

[13] Вопросы и ответы, Рамбам, запретительная мицва 149.

[14] И еще одно основание для послабления: здесь Рамбам пишет, что допустимо принимать жертву от сына Ноаха, в то время как в алахическом законе жертв 3, 2 писал, что допустимо принимать жертву даже от идолопоклонника! И ахроним написали, чтобы примирить вещи, как представлено в ключевой книге здесь. В любом случае выясняется, что существует служение Всевышнему, которое на самом деле относится и к нееврею-идолопоклоннику, и, возможно, отсюда Рамбам разрешил изучение Торы для христиан.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.