Как справиться с темнотой?

Из еженедельника Абита Нифлаот № 41

Как победить Ишмаэля?

Реальность вокруг нас теперь полна «темноты»: мертвые, раненые, похищенные, разрушенные дома и общины, утраченное чувство безопасности.

И в минуты душевной малости можно (хотя и не рекомендуется) обнаружить в себе немало черных пятен духовной и национальной утраты пути, которые довели нас до такого положения.

Более того, кажется, что мы даже окрашены в черный цвет изнутри. Вместо того, чтобы иметь дело со светом и добром, которыми наполнен мир, вместо того, чтобы действовать с добротой и милосердием, от нас требуется мобилизовать храбрость и даже жестокость. Недостаточно добрых дел, на которые мобилизована вся нация. Нам также приходится делать «грязную работу», которая, видимо, для нас менее естественна.

Обычно мы стараемся сосредоточиться на свете и добре, зная, что тьма временна и преходяща. Но теперь, впитав такую ​​шокирующую дозу тьмы, мы, вероятно, призваны остановить на ней наш взгляд, посмотреть на нее «в черноту глаз», и найти — именно там — свет.

Почему важно этим заниматься? Потому что мы евреи, и нам трудно просто вести войну за выживание! Мы должны чувствовать, что наши действия направлены на святую цель исправления мира, и пока мы в этом не уверены, это напрямую влияет на нашу способность сражаться и побеждать.

В этом уроке, который будет основан на стихе из Песни Песней «Смугловата я, но красива», мы научимся распознавать существование этой черноты, в которой нас обвиняют сыновья Ишмаэля. Они утверждают, что мы ушли от Всевышнего, и поэтому Он тоже оставил нас, не дай Б-г. Именно это заявление дает Ишмаэлю духовную силу противостоять нам.

После этого мы увидим, как чернота на самом деле подчеркивает нашу, народа Израиля, особую красоту. Мы обнаружим, что столкновение с трудностями и ужасными недостатками не ослабляет нас, а на самом деле увеличивает нашу красоту.

Наконец мы научимся познавать особую красоту, которая встречается именно в темных и трудных местах. Свет, который нам знаком и к которому мы стремимся, — это относительно низкое откровение Творца. Во тьме скрывается более глубокое и чудесное откровение.

Эти знания позволяют нам без колебаний усиливаться в «черном» действии. Мы выбираем действовать с полной жестокостью по отношению к злу не потому, что похожи на него, не дай Б-г, а в силу полной уверенности в добре. Встреча с глубиной зла пробуждает в нас полную ясность по отношению к добру и по отношению к нашей роли здесь. Это целостное переживание позволяет нам не заикаться и не идти на компромисс, и уж тем более не идти на сделки с дьяволом, даже когда мы не знаем точно, куда все это пойдет и что произойдет на следующий день. Саму-эль буквы Ислам!

Двойное притязание потомков Ишмаэля

Согласно внутреннему смыслу Торы, каждое явление в действительности отражает высший духовный корень. А также продолжающаяся война с Ишмаэлем и его духовными потомками, боль которой мы начали переживать в праздник Симха Тора, возникла в результате внутреннего духовного противостояния.

Способность потомков Ишмаэля поднять голову против нас проистекает из двоякого утверждения:

Первое утверждение состоит в том, что они являются сыновьями Авраама, а в исторической подделке даже утверждается, что Ишмаэль является избранным сыном Авраама.

Но главный аргумент – указание на недостатки и грехи народа Израиля как на источник унижения и ненависти к нам. Они приходят, так сказать, во имя Б-га и заявляют, что Он не с нами по причине нашей духовной слабости.

Действительно, Святой Зоар учит, что обрезание Ишмаэля, которое внешне выглядит так же, как и наше обрезание, дает ему духовную силу, чтобы закрепиться в Земле Израиля – но эта сила существует только тогда, когда мы нарушаем наш завет с Б-гом.

Ответ Ишмаэлю содержится в стихе Песни Песней: «Черна я, но красива, дочери Йерушалаима как шатры Кэйдара, как завесы Шломо. Не смотрите на меня, что я смугловата…». Рашбам объясняет, что эти «дочери Иерусалима» являются «дочерями Ишмаэля». В основе такого толкования лежат слова «как шатры Кэйдара». Кадер также является одним из князей Ишмаэля. Шатры Кэйдара – это шатры арабов, живущих в пустыне.

Из слов подруги «Не смотрите на меня, что я смугловата» мы узнаем, что дочери Ишмаэль презирают Общину Израиля за ее «черноту» — за ее грехи и прилипшую к ней грязь, которая, как они утверждают, заставила Их возлюбленного отдалиться от нее.

В минуты кризиса, когда духовное состояние недостаточно высокое, наши враги утверждают, что мы оставили Всевышнего, и что, не дай Б-г, и Он оставил нас. Какой отпор мы можем им дать?

В глубине души мы самые красивые

«Сердце знает горечь его души». У нас есть недостатки, слабости и грехи. Девушка из «Песни Песней» тоже не отрицает своего положения. Она признается — действительно, «я смугловата», выгляжу грязной, «как шатры Кэйдара», но на самом деле я красивая, пригожая «как завесы Шломо».

Комментаторы дают множество интерпретаций ее ответов, все они имеют схожий принцип:

Внутренняя красота — наша чернота внешняя, случайная, но по сути, то, что действительно определяет нас, это добро и красота — «как шатры Кэйдара». И почернение в них случайное, а не сущностное, потому что оно было сделано не из черного полотна, а из белого, которое почернело. Но на самом деле я красива «как завесы Шломо», которые красивы сами по себе» (Сфорно).

Красота веры – даже если наши поступки безобразны, по существу и в вере мы остаемся связанными с Б-гом, праведными и чистыми – «ибо хотя я и черна в действиях, подобных им, во всяком случае я красива от познания Благословенного Б-га и Его трепета, и Его любви» (Сфорно).

Хорошие и красивые моменты — наряду с черными точками мы должны помнить и наши хорошие моменты, которые являются главными — «и многие мои поступки  прекрасны, если у меня есть грех тельца, против него у меня есть заслуга получения Торы» (Раши).

В глазах Бога я самая красивая – даже во время самой черноты: «Я черна в своих глазах и прекрасна в глазах моего Создателя» (Мидраш Раба) – даже когда мы действительно «черны» и некрасивы, Б-г жаждет и любит нас, и вместе с признанием всех наших недостатков мы всегда знаем, что в глазах Творца действительно нет никого прекраснее нас…

В переводе на наш период скажем нашим врагам: «Вы думаете, что наш дух ослаб, что наше единство нарушено, что мы утратили веру в Б-га и в праведность пути, что мы грешники и далеки и поэтому Б-г оставил нас? Все — лишь внешнее воображение, наша вечная мощь осталась в полную силу, наш внутренний дух силен, мы едины и верим в Б-га, и только мы достойны править Землей Израиля».

Красота из грязи

Наконец, утверждение о «дочерях Ишмаэля», которое бьет нас по больному месту, не лишено основания. Ведь оно указывает на то, что вроде бы является фактом – как признается девушка, мы выглядим черными и грязными. Этот факт требует более глубокого ответа.

Святой «Ор Хаим» в своем комментарии «Ришон ле-Цион» предпочитает интерпретировать этот стих через революционную идею:

Нации утверждают, что предательство является неотъемлемой частью нас самих – уже под нашим свадебным балдахином, сразу после получения Торы на Горе Синай мы предали Б-га и сделали тельца. Однако правда в том, что «страшен план Б-жий для сынов человеческих», Б-г управляет сценарием-фабулой нашей жизни, как общей, так и личной. Даже величайшие грехи в истории он совершал с определенной целью. Мудрецы говорят, что «народу Израиля не причитался» грех золотого тельца, и установка греха заключалась в том, чтобы научить поколения тому, что, если все общество грешит, оно способно к покаянию, возвращению к Б-гу. «Ор Хаим» подчеркивает, что именно грех подчеркивает красоту Израиля, и без него нет пути раскаяния. «Я смугла», и благодаря этому — «красива». Во внутреннем и глубоком измерении чернота и грязь ведут к самой большей красоте.

Эта идея иллюстрируется хасидским толкованием стиха «как преимущество света из тьмы» — качество света раскрывается именно тогда, когда он вырывается из тьмы. Таким образом, разделение и грех ведут к пробуждению и более глубокой связи, а трудные ситуации разрушения и войны раскрывают безмерность веры и героизм победы.

Хасидское учение объясняет, что в каждом грехе, при всей его серьезности, есть скрытый смысл намерения Б-га. Подобно купцу, который вкладывает много денег с видением будущей прибыли, так и Творец «инвестирует» в народ Израиля и даже тайным образом поворачивает его грехи, чтобы он «удостоился» силы пробуждения и раскаяния, которые приведут его в лучшее место – «там, где стоят раскаивающиеся, не стоят совершенные праведники».

Поэтому мы не должны падать духом из-за приставших к нам грехов. Наоборот – мы должны укрепляться, потому что нынешняя ситуация находится под частным наблюдением Б-га, благословен Он, чтобы принести нам добро. Он тот, кто вызывает в нас пробуждение великого раскаяния, необъятности духа и нашей великой красоты.

В конце концов, даже если мы этого сейчас и не видим, из сложившейся ситуации придет искупление и появится цельное добро.

Даже оказавшись в ситуации, когда мы сбились с пути, и когда требуется сделать общественную тшуву-раскаяние – ее можно сделать. Мы верим, что в наших грехах есть аспект частного надзора Творца, чтобы мы достигли пробуждения покаяния, которое приведет нас к лучшему состоянию, к победе и к изменению восприятия во всей общественной жизни.

Эта та тшува, которая от нас требуется, и она возможна.

«Черная» и красивая война

До сих пор мы изучали внутреннюю красоту народа Израиля. Но в хасидизме существует и другое толкование этого стиха, которое добавляет ему злободневно-главное измерение и соответствует сегодняшней войне с Ишмаэлем.

Мудрецы говорят, что вся Тора получила «черный огонь поверх белого огня». Одно из объяснений этого состоит в том, что два цвета огня относятся к двум основным типам заповедей:

Белый огонь — это заповеди исполнения, которые освещают реальность светом Творца. Например, когда мы выполняем заповедь четырех видов растений в праздник Суккот, мы наполняем Б-жественным светом те части реальности, посредством которых мы выполнили мицву.

Черный огонь – это заповеди, которые запрещают выполнять те или иные действия, «отмечая черным» те части реальности, которые не могут быть освещены Б-жественным светом. В Каббале утверждается, что во всем есть «искра» Б-жественного добра, дающая ему существование. В заповедях «отдались от зла» мы отказываемся, по крайней мере открыто, от раскрытия и исправления добра, скрытого внутри зла. Когда, скажем, мы не едим некашерное мясо, мы оставляем его «темным» и не освещенным Б-жьим светом.

Мы все любим свет и держимся подальше от тьмы. Обычно мы предпочитаем приближать и объединяться, просвещать и распространять добро в мире.

Согласно хасидизму, заявление девушки «Я смугловата, но красива» показывает, что в отрицании зла есть особая красота. Помимо прочего, это отражается на войне, которая, хотя и является заповедью, принадлежит тьме и отрицанию зла:

По большей части война не представляется красивой. Героизм и смелость также сопровождаются жестокостью и кровопролитием. По сути, это одна из причин «морали» и «гуманизма», которые были неотъемлемой частью концепции, вызвавшей войну Симхат-Тора. Внутри зла врага есть «невинные» искры, которые вызывают естественное нежелание причинить ему вред. Однако именно «темная» работа «отдаления от зла» и его отрицания, война зла со злом, укоренены в глубоком и потаенном месте души и обладают особой красотой.

«Черный» как выражение красоты еще раз встречается в «Песне Песней» – «кудри его вьются, черны они как ворон». В бороде красота и достоинство, обладатель белой бороды сияет от милосердия. Однако здесь невеста на самом деле влюбляется в парня, который предстает человеком-героем и воином, и сравнивает его с вороном, отличающимся жестокостью – «жестоким, как ворон», по отношению к врагу – как дочери Израиля полюбили образ Давида именно после его победы над Голиафом и пели ему: «поразил Шауль тысячи, а Давид десятки тысяч».

И сегодня от народа Израиля требуется открыть для себя особую красоту «отдаления от зла» в «черной» и жестокой войне со злом, из полного неприятия, без колебаний и мыслей о «невинных» искрах, которые могут быть внутри врага.

Видение тьмы

Другое глубокое объяснение разницы между черным и белым в служении Б-гу откроет нам качество и красоту черного цвета.

«Белое» включает в себя моменты, когда Б-г нам открывается и ощущается Его присутствие в нашей жизни. Однако, что интересно, моменты просветления выражают низшие и ограниченные степени Б-жественного откровения. Это частичное благо, которому удается проникнуть в ограничения нашего мира и знаний и даровать нам свет и добро.

«Черное» принадлежит к утонченной вере – мы не понимаем и не чувствуем, а только верим. Самого Бога мы не в состоянии достичь – Он вне нашего понимания, о котором сказано «Йяшет хошеш ситро» («Тьму сделал укрытием своим» Теилим 18, 12). И в стиле Рамбама: У нас нет положительного «белого» знания о Б-ге, а только знание «черного» отрицания. То же самое и относительно совершенного откровения Всевышнего в мире: совершенное Б-жественное благо темно в данный момент, до того дня, пока ему удастся раскрыться и осветиться.

В душе: тьма, темные часы и минуты кризиса сводят нас с верой в ее самой возвышенной форме. Поэтому тяжелые испытания – это время укрепления веры.

Высшая тьма и очищенная вера находят выражение во времена войны:

Есть война, рассчитанная на достижение практических результатов – защита, завоевание и освобождение. По нашему объяснению, это освещенная война. Но есть война против самого зла. Это абсолютная и бескомпромиссная война. Это экзистенциальная война из «темного» места души.

Во время этой войны мы не знаем точно, каков будет ее исход. Мы занимаемся исключительно войной по искоренению зла, веря, что оно не имеет права на существование. Эта война — глубина нашей веры в добро, потому что именно отсутствие принятия зла и экзистенциальная война против него позволят вырастить чудесное добро, которое мы даже не можем на данный момент оценить.

Одна из острых дискуссий сегодня — о дне, который будет «после». Есть попытки нарисовать возможности лучшей реальности с помощью «умеренных» элементов среди врага. Это попытка «окрасить» существующую реальность в «максимально белый цвет», усилить в ней хорошее. Однако это компромиссный подход, который дополняет частичное добро, узаконивает зло и препятствует его полному исправлению.

Искоренение зла без счетов, без «ведения дел» с дьяволом происходит из абсолютного доверия добру. Что мы будем делать в день «после»? Узнаем только после полной победы. Только сосредоточение внимания на войне на основе веры и без компромиссов приведет к уничтожению зла в мире. Вместо того, чтобы идти на компромисс в отношении различных вариантов зла, война до конца теперь превратит день «после» в полное добро.

Это наша миссия, как избранных сыновей Б-га. Мы верим в совершенный и хороший мир. Из добра, которое горит внутри нас, мы боремся со злом. Даже когда все кажется мрачным, мы закрываем глаза, верим и мечтаем о полном благе, и именно это дает нам силы побеждать!

Обработанный текст из еженедельника Нифлаот Толдот 84 г.

bit.ly/toldot5784

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.