Убей его первым

Аават шалом, глава Мишпатим

С комментариями рабби Гинзбурга

«Если во время подкопа замечен будет вор и побит, и будет так, что умрет, то не будет на убившем вины за его кровь»[1].

Аават шалом[2] так объясняет стих о войне с дурным началом, но прежде следует остановиться на простом смысле, который, как известно, имеет большое значение в наши дни.

Вот как это трактует Раши: если во время подкопа – когда он делал подкоп под дом. Не будет на убившем вины за его кровь – это не убийство, ведь он как убитый в основном. Здесь Тора научила вас, что если он придет убить тебя, убей его раньше, а этот пришедший, чтобы убить тебя, знает, что ни один человек не будет спокойно наблюдать, видя, что у него крадут его деньги, смотреть и молчать, поэтому он пришел, опасаясь, что если хозяин денег восстанет против него, то убьет его.

Вор, пришедший с целью подкопа, гребущий и копающий, чтобы проникнуть в дом, подумывает об убийстве, если его поймают, и поэтому ты «убей его первым» (даже когда он приходит за денежными делами и предпочитает не «попадать в неприятности»), во всяком случае, он учитывает, что хозяин дома не будет стоять в стороне, и поэтому он убьет хозяина, «для того он и пришел» и потому » нет на хозяине вины за кровь»). Кроме того, закон о копающем подкоп, является источником великого правила «Если пришедший хочет тебя убить, то убей его первым. Так учит Тора».

«Так учит Тора» не колеблясь убьем того, кто придет нас убивать. Истинная Тора, Тора жизни учит и говорит: «Убей его первым» (как подчеркивает Аават Шалом) – не жди, пока он нападет и попытается на самом деле убить тебя (чтобы мы выглядели более морально праведными в глазах других или в своих глазах), но возьмите инициативу в свои руки и нанесите удар, и чем скорее, тем лучше! Лучшая защита – это нападение. И даже сегодня враг, который приходит убивать, находится под землей, гребет и роет туннели, чтобы причинить нам вред (а иногда мы впадаем в иллюзии и не замечаем, что происходит под поверхностью земли). Поэтому необходимо выполнить «убей его раньше» и убить его, пока он еще находится внутри подземного тоннеля!

И этому надо учить: «убей его первым» связано с ранним подъемом (как говорит Аават Шалом ниже). Лучшее время для уничтожения врага – раннее утро, до рассвета, чтобы застать врага врасплох в темноте (как наш отец Авраам «И он разделил их ночью»[3].

Даже сегодня в армии известно, что «бдительность на рассвете» имеет большое значение, так как это время склонно к катастрофам и нападениям. В любом случае в такое время следует перевернуть чашу и превентивно атаковать). Стоит сказать это всем нашим дорогим солдатам, находящимися на войне: продолжайте убивать врага рано утром!

Все, что имеет отношение к опасности для жизни, сказали наши мудрецы «Быть ​​быстрым — хорошо, а спрашивающий — ведь это кровопролитие. Это еще одно толкование «убей его первым»: Не ждите, пока командир разбудит вас и побудит к действию. В любом случае опасения: «убей его первым» (согласно закону в случае опасности для жизни — «пикуах нефеш») И не медлите и не колеблитесь из-за посторонних соображений, главное — действие! Это то, что поняли герои Израиля на юге страны в последнюю Симхат-Тору, когда они действовали с силой, решительностью и стремлением уничтожать врага. Разумеется, этот момент должен быть хорошо отработан в каждой «инструкции по открытому огню».

Начало мудрости

«Убить первым» связано с понятием главного (как и слова Аават Шалома ниже), и намеком: אם בא להרגך השכם להרגו = ראשית! («если он пришел тебя убить, то убей его первым» = «Вначале»!) Это начало, первая инструкция – открыть огонь. И ещё: אם בא להרגך השכם להרגו  — все это выражение с полным наполнением букв буквами (из которых они состоят, например א это אלף למד פי) = 2718, сумма 3-х стихов Благословения коаним-священников, которое заканчивается словами «И пошлет вам мир», посредством «убей первым», приходит благословение мира!

Действительно, «страх Б-жий — начало мудрости», как и «начало познания — страх Б-жий» — В начале — страх Б-жий. А в нашем контексте: воевать надо из страха перед Б-гом (как об этом объяснялось в главе Итро о действии посредством святого имени). Не довольствоваться войной из простого (и справедливого) чувства мести, любви к народу и стране – а вставать рано (опережая) и убивать из страха перед Б-гом, потому что именно так сказал и повелел Б-г в Торе: вставать рано (опережая) и убивать ради спасения жизни жителей Израиля, это пикуах нефеш (опасность для жизней, поэтому «мы опережаем [убивать] и получаем награду»).

Молитва после пробуждения

Теперь перейдем к словам Аават Шалома, который так истолковывает действия голоса искушения — дурного начала:

«Если во время подкопа замечен будет вор..». и Раши истолковал, здесь тебя учит Тора, если дело доходит до того, что некто пришел тебя убить, то убей его первым. И во введении к Тикуним (8, 2. 11, 1) говорится об уничтожении голоса искушения, нашего дурного начала в молитве, как написано в Писании (Берешит 19:27) «И проснулся Авраам рано утром…» и есть еще толкование, что главное зависит от мысли, которая вызывается первой, как было объяснено в главе Бо в стихе (Шмот 13:2) «Освяти мне каждого первенца каждого чрева, главное, освятить Мысль, которая называется решит и бехор (первая, первенец) и в этом он может открыть врата для своей души, чтобы выполнить 248 мицвот делай, смотри там. И так же, и сегодня, пробуждение называется берешит-в начале, и все поведение человека в течение дня зависит от пробуждения, а само ранее пробуждениевеликая вещь, согласно написанному (Шмот 34:4) И Моше проснулся утром, и Авраам проснулся утром (Берешит 22:3), и наши учителя, благословенной памяти (Песахим 4:1) сказали, что Авраам был проворен в заповедях. В отличие от этого, также о злодеях написано (Берешит 32, 1) «И встал Лаван утром», и Билам встал утром (Бемидбар 22:13; Зоар 2 222:2).)

Дурное начало в душе нападает на нас из подкопа, выкапывая скрытно от нас подкоп под землей (пока мы пребываем в благодушном расположении духа) и хочет нас убить. Его оружие — мысль: он «вживляет» внутрь нас плохие, чужие и ущербные мысли, начиная с тех самых мыслей, которые беспокоят нас о делах этого мира и его заботах, которые мешают нам сосредоточиться на служении Б-гу.

Самая важная мысль — при пробуждении утром: «Все поведение человека в течение дня зависит от пробуждения». Поэтому дурное начало просыпается рано утром вместе с ним: «И проснулся Лаван поутру»: как только человек просыпается, дурное начало искушает его задуматься «что я буду делать сегодня в офисе», и таким образом он «убивает» день с самого начала… С другой стороны, человек должен выполнить «убей его первым», как написано в Тикуней Зоар, «пришедшего убить тебя убей первым молитвой, как написано «и встал Авраам рано утром»», встать в святости и опередить ранее пробуждение Лавана. Думать о святости уже при пробуждении, как написано в начале Шулхан Аруха: «Пусть он преодолеет в себе лень и встанет, подобно льву, утром, чтобы служить своему Создателю, пусть он пробудится ранним утром, с рассветом».

Это служение Авраама, нашего отца, от которого мы учимся «быстро спешить выполнять (заповеди)». «Авраам установил утреннюю молитву» и она является главной во всех молитвах, каждая молитва начинается с благословения праотцов (ее необходимо произносить с особой сосредоточенностью и намерением), и она заканчивается словами: «Благословен Ты Б-г, защитник Авраама…Маген Авраам». (Рассказ о спасении гиерет на опасной дороге — отец которой Авраам) И вот: «И проснулся Авраам рано утром» написано в Торе трижды[4], против трёх предков и трёх молитв. То есть в Авраама включены три праотца, и во всяком случае во всех них включен сам Авраам. А также в 2-х молитвах в минхе и арвит есть аспект утренней молитвы Авраама.

Перевод из Нифлаот Мишпатим 84, со стр. 20

 

[1] Шмот 22, 1.

[2] Раввин Менахем Мендель Агар (Косов) – основатель косовского хасидизма, известный по названию своей книги «Миролюбие».

[3] Берешит 14, 15.

[4] См. Эса Эйнай, статья ««И проснулся Авраам рано утром».

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.