Построение стен: (1)

 механизмы защиты души

Абита Нифлаот 16 Пинхас 82 г.

  И вот они снова, эти три недели. В очередной раз от нас требуется соблюдение траурных обычаев, и в очередной раз нас удручает то тяжелое чувство, которое накладывается на эти дни. Должны ли мы позволить себе «погрузиться» в разрушение и боль или просто позволить этим дням пройти с как можно меньшими страданиями?

На самом деле этот вопрос возникает круглый год, и не только по отношению к разрушению Храма, но и по отношению ко всем поврежденным местам в нашей душе: позволить ли нам встретить их во всем их недостатке и уродстве, или же это выше наших сил?

Обычно душа предпочитает защищаться от негативных чувств. Он создает разнообразные защитные механизмы, основными из которых являются отрицание, переброс и вытеснение.

Но чтобы справиться со злом, которое внутри человека, нужно согласиться «смотреть ему в глаза». Он должен снять защиту.

В статье, которая перед нами, мы узнаем, какую исправленную замену предлагает психология души для каждого из трех вышеупомянутых механизмов. Мы узнаем, как преобразовать негативные защиты в активную и живую духовную работу, которая может позволить человеку встретиться с негативными сторонами внутри себя с позиции силы и веры.

С этой точки зрения эти три недели становятся периодом редкой возможности встретиться с болью личного и национального разрушения во всем ее масштабе. Нам становится ясно, что для того, чтобы лучше раскрыть боль, мы должны сначала почувствовать милость Б-жью, которая над нами. Когда мы ощущаем Его бесконечную любовь, мы больше не чувствуем необходимости отрицать, перебрасывать или подавлять. Мы готовы признать даже свою ответственность за разрушение. Но это осознание — вместо того, чтобы наполнить нас изнуряющим чувством вины — дает нам могучие силы для строительства и исправления. Таким образом, сама скорбь становится рычагом для великого возвращения к Б-гу.

Первая станция

Защитные механизмы души

Большинство из нас склонны не сталкиваться со злом в лоб, обнаруживая его внутри себя. Встреча со злом переполняет нас чувством вины или невыносимой болью, и мы предпочитаем убегать и игнорировать их. Это бывает в экстремальных ситуациях, как человек, ответственный за беду, в результате которой пострадали люди; И может встречаться у нас в некоторые моменты рутины — например, стирать нашу ответственность за чувства друга, которого мы задели.

Основной темой современной психологии являются защитные механизмы, которые душа активирует, чтобы избежать негативных эмоций, таких как чувство вины или тревога. Сегодня существует множество механизмов, но три основных — это отрицание, переброс и вытеснение.

Отрицание – это утверждение, что зла просто не существует. Например, владелец бизнеса, который не хочет признавать свои неудачи в бизнесе и предпочитает отрицать признаки убытков.

Переброс происходит, когда человек приписывает другим свои недостатки и негативные чувства. Например, ревнивый по своей натуре человек, воспринимает всех остальных как ревнивых и завистливых. Когда человек чувствует себя виноватым, он смотрит на другого через очки вины и возлагает на него ответственность за случившееся. Это видно уже по первому греху в творении – Адам, первый человек не смог исповедать своего греха и свалил вину на жену — «Жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел».

Подавление — это заталкивание зла в глубины подсознания. Человек, который неспособен бороться со злом, а с другой стороны, не может его отрицать или отбрасывать его, предпочитает просто не замечать его, чтобы вытеснить его на самое дно, чтобы оно больше не вышло оттуда.

Три механизма и три мира

Теория Каббалы учит нас делать правильные параллели-акбалот, раскрывающие Б-жественные закономерности, лежащие в основе реальности. Какая параллель соответствует трем защитным механизмам?

В Каббале и хасидизме описываются четыре «мира»: Ацилут-Брия-Йецира-Асия. Мир Ацилут – сплошная Б-жественность, а в низших мирах существует отдельная реальность и зло, с которым нужно бороться.

Три нижних мира соответствуют в человеческой душе разуму, эмоциям и поступкам, и им уместно провести параллель с тремя защитными механизмами:

Отрицание — это защитный механизм разума — искажение сознания для описания другой реальности, в которой зла не существует.

Отбрасывание — это эмоциональный защитный механизм — перебрасывание негативных эмоций на других.

Подавление — это практический защитный механизм — игнорирование действительности в практическом аспекте, из-за неспособности исправить зло.

Согласно Каббале, зло, заключенное в трех нижних мирах, увеличивается по мере того, как спускаются вниз. Этот факт также подходит для параллели с защитными механизмами:

Относительно «небольшое» зло можно просто отрицать, легко убедить себя, что его просто не существует.

Когда зло растет и трудно отрицать его существование и плохие чувства, которые оно приносит с собой, но пока зло не составляет большую часть реальности — можно перебросить его на других и чувствовать, что «у меня все в порядке».

Когда зло так велико, присутствует во всей своей мощи и заполняет собой всю картину мира, его уже нельзя отрицать или бросать на других. Тогда человеку, не умеющему с этим бороться, ничего не остается, как вытеснить всю проблему дело в подсознание.

Подводя итог: душа активирует три защитных механизма, чтобы защитить себя от негативных эмоций — отрицание, неприятие и подавление. Отрицание — это защитный механизм разума, переброс на других — эмоциональный защитный механизм, а подавление — практический защитный механизм.

Вторая станция

Уметь благодарить

Что дает нам силу бороться со злом, которое душа склонна подавлять? Совет — обратиться к Б-гу. Человек в одиночку не может справиться со злом, и потому он защищается — отрицает, отбрасывает и подавляет. Но с помощью Благословенного Б-га, который добр и милостив, все возможно; даже встретить отрицательные стороны души. Мы должны обнаружить чистое и заполняющее все присутствие Творца, относящееся к миру Ацилут, и также к низшим мирам:

Человек должен размышлять о том, что добрый Б-г сотворил мир, чтобы делать добро своим творениям, и он продолжает руководить своим миром и наблюдать за ним под Его личным надзором, чтобы привести его к благой цели. Он должен признать, что даже будучи погруженным в то зло, которое человек сам же и сотворил, Б-г любит его таким, какой он есть, и милует его — продолжает оживлять его в каждое мгновение, позволяет ему продолжать творить добро, и правая рука протянута для принятия его, как только он покается.

Созерцание мира и размышления о благости Творца помогает преодолеть склонность к отрицанию, и признать истину — действительно, здесь есть зло, но добрый Б-г не оставил этот мир и все закончится хорошо. Ощущение милосердия Б-га, которое окутывает меня лично, делает излишним сброс на окружающих — мне позволено чувствовать себя виноватым, у меня есть смелость признать, что проблема во мне, потому что я полностью в осознании того, что Б-г милует меня и все равно любит меня. Уверенность в том, что Б-г милует, поможет мне «выйти из грязи» и разобраться со всеми проблемами, освобождает человека от необходимости вытеснения – проблема есть, и ее можно преодолеть с помощью Всевышнего.

Ощущение присутствия Б-га, позволяющее исповедовать истину, имеет простое практическое выражение — исповедь. Правильный ответ еврея на зло внутри него и на его результаты в реальности очень прост – раскаяться, сделать тшуву!

Помимо раскаяния в прошлом и принятие решения в будущем не грешить, в тшуве есть еще одна важная часть — заповедь исповеди. Еврей не делает признание греха и обещание исправления в одиночку — он выражает это перед Б-гом. Осязаемое осознание присутствия Бога, когда я рассказываю Ему о своих грехах, выражаю свою скорбь о них и прошу Его помочь мне не упасть снова, позволяет мне правильно бороться со злом.

Подводя итог: У тебя есть недостатки? Ты должен поговорить об этом с Б-гом, исповедаться, покаяться и сказать, что ты не хочешь возвращаться ко злу. Б-г милует тебя и любит, и обязательно поможет тебе!

(Окончание следует)

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.