2. Осознанное раскаяние

 Толкование на (Кетер Шем Тов, 124)

Нифлаот, Ки тиса 84 г., стр.16-18

Далее еще в двух статьях, в Торе 124, Баал Шем Тов говорит о грехе-хет и покаянии, подчеркивая «грех по ошибке без понимания». В Торе 122 говорилось о вине-авон и преступление-пэша («Прощающий вину-авон, преступление-пеша и грех-хатаа»), своенравии-мезид и бунте-меред, в отличие от греха-хэт, который является ошибкой. Действительно, основой всего является непреднамеренный грех החטא־השוגג, на что указывает тот факт, что вина-авон עון = семикратному греху חטא, а преступление-пеша = 25-ти кратному греху-хет, ибо «никто не совершает преступления, если только дух безумия не войдет в него»[1] (грех-хет есть нить-хут, через которую шьет злое начало, мастер в своем ремесле, паутину, в которую попадает грешник).

Величайшие грехи называются «грехами» — грех древа познания и грех золотого тельца.

В целом, если есть три типа преступлений: «авон, пэша и хатаа», то уместно провести параллель с тремя серьезными преступлениями: «пусть будет убит, но не переступит», которые являются корнями всех преступлений. Просто грех – это идолопоклонство, поскольку Рамбам говорит, что вся Тора направлена ​​на то, чтобы держаться подальше от идолопоклонства. Идолопоклонство является ярчайшим выражением бездумного греха, потому что это тщеславие и вздор, не имеющий настоящего смысла. Авон – это причинение вреда другим, кровопролитие – и все, что из него вытекает, например клевета или оскорбление, которые столь же серьезны, как и кровопролитие. Авон-хрех буквы анав-скромный — тот, кто скромен, не причиняет вреда другим, но если человек является эгоцентричным существом, он в результате обязательно причинит вред другим. Преступление-пэша — это прежде всего гилуй арайот — любые сексуальные преступления (от корня пэша в еврейском языке происходит также слово «мифсаа», термин, обозначающий интимную часть тела — эрва) — бунт — мэред — это измена отношениям, которые должны быть «между тобою и между женою юности твоей; а ты неверен ей[2]». Условно говоря, грех-хет в основном направлен против Б-га, авон в основном направлен ​​против мужчин народа Израиля (чьи удары относятся к сфере кровопролития, войн эго), а преступления в основном направлены против женщин народа Израиля (чьи удары принадлежат больше в область измены-мятежа в браке).

Тшува в даате

В любом случае все начинается с греха и раскаяние прежде всего за него:

От БеШТа: Это достойная причина, потому что, когда человек грешит ненамеренно, по непониманию, то есть средство для этого: совершить намеренную тшуву, с сосредоточенной мыслью, чтобы поднять это.

Человек грешит не подумав, от «духа безумия», и тшува – когда он начинает задумываться и нести ответственность за содеянное. Из слов Баал Шем Това ясно, что покаяние – это не случайное покаяние (о котором сказано «нечестивые полны покаяния»[3]), а процесс углубления понимания. Так же говорит Алтер Ребе в Тании, что раскаяние должен быть «в подходящее время при спокойном сосредоточенном размышлении»[4], чтобы вдуматься величие Б-га, против которого он согрешил».

Разум может обнаружить, что греховный поступок был случайным, когда человек потерял правильную ориентацию – свое истинное намерение (так же и в покаянии из трепета, в котором «злоумышленные грехи превращаются в совершенные по ошибке»[5]), или обнаружить, что на самом деле в том же поступке можно найти положительное намерение (Так и в покаянии из любви, при котором «злонамеренные действия становятся заслугами!»), И так или иначе разум исправляет грех и возвышает его.

Но когда «грешит продуманно», как исправит?

Как будет исправлено? Что означает «грешит продуманно»? Есть преступления, для совершения которых нужно быть гением… прегрешения, которые человек может совершить только после тщательного обдумывания и планирования.

В таких нарушениях, совершенных с большим обдумыванием, а не «случайно без обдумывания», труднее представить, как можно продумать их исправление.

И это согласно Шас, как написано: «Я согрешу и потом покаюсь», и т.д.

«Тот, кто говорит, что я согрешу», — это тот, кто размышляет о грехе, и когда он говорит: «Я согрешу и потом покаюсь», его разум уже включает возможность покаяния – он принимает это во внимание и полагается на это, поэтому состояние покаяния также включается в его размышления и он впадает в грех, и так или иначе «он не в силах совершить раскаяние»[6].

Тем не менее, говорит Алтер ребе в Тании, даже для тех, кто «не в силах совершить покаяние есть решение» — «Если человек все превозмог и покаялся, ничто не может устоять перед раскаянием»[7] и «если он отверг искушение, и собрался с силами, и победил дурное влечение, и совершил покаяние, его покаяние принимается»[8]. Из слов Баал Шем Това здесь подразумевается, что «все превозмог» означает дальнейшее углубление понимания. Поскольку есть бесконечные уровни — «до и совсем» и «до и не совсем» — и поэтому даже после греха, который человек совершил сознательно, можно продвинуться и достичь более высокого уровня понимания, по отношению к которому грех считается случайным и совершенным без умысла, а силой этого понимания происходит ее поднятие и исправление.

Краткий повтор пройденного материала:

Чтобы примириться, нужно выяснять причины ссоры, спорить и доказывать.

«Открытый упрек» — это способ обнаружить «скрытую любовь» между двумя поссорившимися людьми.

Понимание того, что у другого человека есть дурное влечение, которое заставляет его умышленно грешить, приводит к способности переступить через преступление-бунт, которое, казалось, было совершено «лично» против меня.

«Дай истину Яакову, доброту Аврааму» — для пробуждения настоящей любви необходим предварительный открытой и честный разговор.

«Несущий и дающий в вере» (т.е. действовал честно и согласно принципам благопристойности и не вел себя как коммерческое хищное животное, которое хочет только получить прибыль) переносит несправедливость и отдает себя («даря человека») во взаимоотношениях – все из веры в каждого еврея и скрытой любви, которая в его сердце.

Пробуждение любви к другому и желание получить от него любовь – знак того, что пора примириться.

Примирение – это переход из детства во взрослую жизнь: «давайте перестанем быть маленькими детьми».

При маленьком мозге каждая острая тема приводит к ссоре, а при больших мозгах можно обсуждать дела без лишних эмоций.

В отношениях между Б-гом и Израилем изгнание – это раздор, а искупление – это примирение.

Ради примирения искупления перед днем ​​суда и обличения – есть спор между Б-гом и нами о том, кто кого обидел.

Прочитав все претензии, «предмет несправедливости, преступления и греха», они рвут блокноты с претензиями.

И открывается новая чистая страница, и наступает искупление.

Основой всех проступков является неосознанный грех — нить, которой злое начало шьет свою паутину.

Грех-проступок-преступление, соответствуют идолопоклонству, кровопролитию и разврата.

Исправление греха и поднятие его — в даровании правильного понимания.

«Кто говорит: согрешу, а потом покаюсь, он «не в силах совершить покаяние», потому что он грешил с полным намерением и даже в этом случае, если человек все превозмог и достиг более высокого уровня понимания, его покаяние принимается.

Статья из Еженедельника Нифлаот, Ки тиса 84 г., стр.16-18

[1] Сота 3, 2.

[2] Малахи 2, 14.

[3] Тания, глава 11.

[4] Тания, глава 26.

[5] Йома 86, 2.

[6] Там же 85, 2.

[7] Тания, глава 25.

[8] Тания, Послание о раскаянии, глава 11.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.