Моя любовь Тебе!

Рабби Ицхак Гинзбург

Из книги «Факел перед рассветом» в нашем переводе

Наш учитель Бааль-Шем-Тов однажды сказал своим ученикам: «Мы поедем познавать любовь Б-га. И они прибыли на просторную площадь, где увидели пасущего стада пастыря, который произнес, глядя в небо: Владыка мира, моя любовь Тебе! Чем я буду служить тебе? Потанцую перед тобой! И начал танцевать в течении длительного времени.
Затем он заявил: «Владыка мира, моя любовь Тебе! Что я буду делать перед тобой? И поскольку там был водный бассейн, и он сказал: я перепрыгну ради тебя через бассейн с водой! И в течении длительного времени он перепрыгивал через бассейн с водой.
И еще он сказал: что я могу дать Тебе, Владыка мира? У меня в кармане монетка, я тебе ее отдам! И взял монету и подбросил вверх.
Решимат дварим 1, 6
Дочь, сестра и мать
Если мы обратим внимание на детали истории пастыря, мы сможем наблюдать чудесное явление, которое происходит за короткий промежуток времени, в течение которого мы можем наблюдать за его работой: постоянно усиливающийся процесс работы-выполнения-отдачи.
Сначала пастырь говорит: чем я буду служить тебе? Затем выражается: что мне сделать перед тобой? Наконец он спрашивает: что я могу дать Тебе?
В начале речи, когда пастырь только что подошел, чтобы предстать перед Б-гом, он чувствует себя принимающим. Он стремится быть слугой Б-га, удостоиться принадлежать ему и иметь с ним какую-то связь.
Позже он больше говорит не о работе, но об деянии, исходящем из раскрытия братства. Если в случае «рабства Б-га» в сути переживания занимает место бесконечная пропасть между Создателем и созданием, то здесь пастырь обнаруживает, что он чувствует себя «как дома» с Благословенным Б-гом. У него есть уверенность в том, что Б-г приближает его и любит его, как будто Он ставит его перед собой, чтобы его действия развлекали Его.
В кульминации истории пастырь поднимается на еще более высокий уровень, теперь стремясь что-то дать Б-гу. Теперь он словно чувствует себя влиятельным лицом. Это, конечно, не из чувства воображаемого превосходства над Источником всего, а как в высказывании из Мишны: «Ведь от Тебя все, и (полученное) из руки Твоей мы отдали Тебе» .
И все же, если человек стоит перед Б-гом и способен чувствовать потребность отдавать, это означает, что ему больше не нужно углублять свои узы привязанности к Нему. Пока нет полной привязанности, душа ощущает ее нехватку и стремится восполнить ее — будь то в действиях рабства или в действиях братства. Рабство связывает получателя с влиятельным лицом, в то время как братство- אחווה похоже на клей- ,מאחהкоторый объединяет и связывает еще больше даже тех, кто уже стоят на одной плоскости.
Только когда существует истинная целостность и душа человека соединяется в полной приверженности к своему Источнику, можно обратиться к тому, что является целью и сущностью Сотворения мира — выполнять волю Его, Благословенного. Заниматься тем, чего Ему как бы не хватает, чтобы дать ему свою волю и страсть .
Действительно, мудрецы уже объяснили нам существование этих трех отношений в общине Израиля, и это их слова :
Рабби Йоханан сказал: Рабби Шимон Бар Йохай спросил рабби Эльазара, ученика рабби Йоси, он сказал ему: Возможно, ты слышал от своего отца, что это» «на венец, которым венчала его мать его» ? Он сказал ему: да. Он сказал ему: как? Он сказал ему: [Притча] царь, у которого была единственная дочь, к которой он испытывал чрезмерно большую симпатию, и он называл ее «моя дочь», и продолжал испытывать к ней симпатию, называя ее: «моя сестра», и продолжал испытывать к ней симпатию ее, называя ее: «моя мать».
Так и Святой Благословенный чрезмерно любил общину Израиль и назвал ее «моя дочь», как написано: «Слушай, дочь и смотри» . «Отвори мне, сестра моя, подруга моя» . И продолжал ей симпатизировать, называя «моя мать (ими-אמי)», как сказано: «Внемлите Мне, народ Мой (ами-עמי), и племя Мое, слушайте!» — и «моя мать» написано. И рабби Шимон Бар Йохай поцеловал его в голову и сказал: «Если бы я пришел, только, чтобы услышать от вас этот смысл — достаточно.
Чувство «материнства» по отношению к Небесам превосходит все привычные нам способы служения и прокладывает себе новый путь. Обычно мы знаем две области, которые охватывают всю реальность, в которой мы живем: это область святости, то, что в аспекте мицвы, и есть область будничного, о котором нам заповедано: «На всех путях твоих познавай Его . »
Заповедь познать Б-га всеми способами, даже будничными, означает распознать и познать Б-жественную искру, которая оживляет все и вся. Осознать, что весь мир — это действие Б-га, и даже если действие, которое мы собираемся совершить, само по себе совершенно буднично — в нем есть Б-жественная жизненность, которую нужно распространять в мире и выражать открытым образом.
Этот уровень подходит для первых двух форм привязанности — дочери и сестры. Сама по себе связь не очевидна, не везде она светит в полной мере. В любом случае заповедь состоит в том, чтобы довести его до конца и заниматься им в тех местах, где это нуждается в укреплении.
Но наш пастырь не удовлетворен соблюдением мицвот вместе с «На всех путях твоих познавай Его», у него проявляется огромное стремление к новым мицвот. Ему мало 613-ти путей Б-жественного света, которые светят в заповедях, на своем уровне он стремится к тому, чтобы все освещал бесконечный свет — святость и будничность в равной степени .
Можно сказать, что до тех пор, пока нам не хватает, наша работа направлена на продолжение изобилия сверху к нам. Но когда мы обращаемся к исполнению Его, Благословенного воли, тогда мы начинаем возвращать Ему все.
Вместо того чтобы сосредотачиваться на тьме реальности и освещать ее светом Б-жественной точки, которая находится внутри нее, мы принимаем ее как ее образ и как подобие — и тянемся вверх с полной любовью. Кстати, в другой версии говорится, что монета, подброшенная пастырем вверх, действительно исчезла — вернулась в Б-жественное Ничто, что еще до ее появления.

Автор; Рабби Ицхак Гинзбург.

Перевод из трехтомника Ор Исраэль

Рисунок Маргариты Левиной

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.