Останься здесь со мной!

 Потрясающие рассказы о рабби Аврааме Дове бен Довид из Овруча

Автор книги «Бат Айин», рабби Авраам Дов бен Довид из Овруча, родился в 1765 году в Хмельнике. Его Йорцайт приходится на 12 Кислева 1846 г.

Рабби Авраам Дов из Оврич, широко известен как гениальный и святой человек, был первым Ребе, поселившимся в Цфате после Ребе раввина Менахема Менделя из Витебска и раввина Авраама из Калиска – основателей хасидского поселения в Израиле, живших в Цфате определенное время, примерно за шестьдесят лет до него. Он был принят с королевским почетом и с богобоязненностью хасидской общиной Цфата, очарованной его личностью. Великие раввины Цфата короновали его раввином общины и ее лидером, главой всех хасидов в Польше, и относились к нему с любовью и восхищением.

Раввин Шмуэль Хеллер, раввин Цфата, нашел в нем рабби и учителя и привязался к нему душой и сердцем. Рабби Авраам Дов также с огромной любовью относился к своему ученику раввину Шмуэлю и в его отсутствие называл его «Мой раввин Шмуэль». Он повлиял на него, чтобы он прекратил посты, к которым он привык, и если тот принимал на себя пост, он это чувствовал и приглашал его к себе, и удостаивал его чашкой кофе… Когда однажды раввин Шмуэль окунался в микве с целью поститься в течение трех дней подряд, рабби Авраам Дов встретил его, когда он возвращался домой после миквы, и сказал: ему: Шмуэль, перестань поститься, ведь посты и изнурения плоти вызывают суды! Слова его святого рабби были для него законом, и он последовал им без сомнений.

Младший брат раввина Шмуэля, Моше Иегуда Лейб, шойхет города Тверии, также всем сердцем был предан рабби Аврааму Дову из Оврич и часто навещал его. Из любви к мицве он проделывал путь верхом, и шел пешком весь длинный путь от Тверии до Цфата.

Накануне Йом Кипура, после тяжелой работы по совершению искупления-капарот  накануне вечером, он не отступил от вышеупомянутого обычая и пошел пешком из Тверии в Цфат, чтобы быть у своего рабби в святой день. В этот раз он изрядно заблудился и лишь вечером пришел в Цфат. Когда он вошел к рабби, то нашел его уже заканчивающим трапезу, которую устраивают накануне Йом Кипура и сказал рабби ему: Моше Лейб! Вот тебе остатки (шираим)! и дал ему проглотить несколько ложек супа. После этого рабби Моше Лейб рассказывал, что, несмотря на всю его сильную усталость от блуждания в течение всего дня, без еды, его физическое и духовное самочувствие в этот Йом Кипур поднялось, как никогда раньше!

Рабби Моше Лейб умер в Цфате в 1865 году, в 13-й день Тевета, который пришелся на канун шабата того года. Вскоре после смерти он пришел во сне к брату и рассказал ему: Когда я вознесся в верхний мир сразу после моей смерти, приближалась суббота, и по причине ее святости мной никто не занимался. Вечером, на исходе субботы, ко мне пришел посланник из Высшего суда — Бейт Дин шель Маала — и пригласил меня предстать перед ними, чтобы дать им отчет о моих деяниях в этом мире. Я сказал посланнику: я никогда ничего не делал, не посоветовавшись предварительно со своим раввином, рабби Авраамом Довом из Оврича, и поэтому прошу вас привести меня к нему – спросить его совета. Посланник выполнил мою просьбу, и привел меня к нему. Я вошел к рабби, в то время как посланник остался снаружи ждать меня, и я рассказал ему о своем приглашении в Высший суд, как рассказано выше, и он сказал мне: «Оставайся здесь со мной!» И с тех пор я у него…

***

Во время землетрясения в Цфате рабби Авраам Дов находился в своем Бейт-Мидраше и читал дневную молитву Минха. Когда он дошел до того места, где во время молитвы делают нефилат апаим (прикрытие лица перед произнесением молитвы таханун), началось землетрясение, и все здание затряслось, и он немедленно распростёрся — вытянув руки и ноги на полу Бейт-Мидраша в молитве и мольбе тахануна, призвав молящихся собраться вокруг него. Сотрясения усилились, львиная доля купола Бейт-Мидраша и его стен рухнула, но небольшая территория, где находился рабби и собравшиеся вокруг него евреи, осталась невредимой и чудом продолжала стоять. Паника и страх охватили спасшихся, но рабби Авраам Дов не позволил панике и беспорядкам одолеть их. Он заявил: «Сейчас не время плакать и кричать! Нам нужно оказывать помощь нуждающимся и спасти то, что можно спасти». Сразу же были организованы спасательные роты для наблюдения за волнами лавин над погребенными под ними людьми. Они поспешили отправить гонцов в соседние города, чтобы сообщить об их ужасном бедствии и попросить их о помощи, и совместными усилиями все старались спасать живых и хоронить мертвых. День и ночь они работали не покладая рук, но работа была выше их сил и длилась многие месяцы. Среди хасидов были те, кто утверждал, что у Цфата нет будущего, и требовали пойти по пути лидера фарисеев, покинуть святой город и его жителей из-за землетрясения, трижды поразившего его в том столетии, — потому что в 1740 году город дважды был разрушен землетрясением. Но праведник приложил все свое влияние и авторитет, чтобы помешать этому поспешному совету, пообещав им, что эта беда больше не постигнет их в будущем, и обосновал свое обещание на словах Талмуда: «Его ученики спросили рабби Йоси бен Касму: когда придет сын Давида?» Он сказал им: Когда эти ворота падут, они будут построены, и они упадут, и они будут построены, и они упадут». Объяснив эти чудесные вещи, ведь слово Шаар по в гиматрии Цфат, а буквы слова Шаар слева направо называются «рааш» землетрясение. То есть «ворота», Цфат, с шумом упадут всего три раза и не более, до прихода Машиаха. Это торжественное обещание творило чудеса: оно вдохнуло жизнь в сухие кости, снесло, как волшебная палочка, отчаяние, окружавшее их, и побудило приступить к работе по восстановлению и возведению руин с верой и уверенностью в скором будущем. Действительно, когда турист Робинзон посетил Цфат через год после землетрясения, там уже царило реставрационно-строительное движение.

И так он пишет: «Многие дома были перестроены в еврейском квартале… и признаки жизни стали снова подаваться гораздо больше, чем можно было ожидать по страшному бедствию». Темой, которая снова и снова меняется в рассказах о «Бат аййн», является любовь и восхищение, с которыми к нему относились члены общины Цфата. Тот факт, что эти чувства родились в результате особой преданности цадика, который умер без сыновей, но излил свою преданность и любовь на своих хасидов и слова Торы, которые он написал. Как в первой истории он спас своего последователя от Высшего суда, так и во второй он спас своих учеников от землетрясения и паники. Его преданная деятельность продолжалась и после переворота: он занимался беспорядками, которые неевреи региона устраивали против евреев (например, за три года до смерти цадик был схвачен мятежниками-друзами, восставшими против властей, и чудом остался жив);

Не обошли его и язвы и нищета. Во всех этих случаях он поддерживал евреев общины физически и духовно. Отправлял просьбы о помощи и подбадривал выживших. В такую ​​историю вовлечена даже смерть самого цадика: в 1846 году в Цфате разразилась чума, унесшая жизни множества жертв, и тогда цадик пообещал, что он станет последней жертвой чумы. Действительно, вскоре цадик ушел в мир иной, и чума прекратилась.

Перевод из еженедельника Нифлаот Ваейцэ 84 г.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.