«Тяжелы (ли) геры для Израиля»?

четвертая революция (восьмая статья)

В последние годы рав Ицхак Гинзбург обучает о четырех больших «революциях» в учении Талмуда: запись устной Торы, взимание оплаты за обучение Торе, обучение Торе женщин и обучение Торе народов мира, причем мы находимся в разгаре третьей революции и начале четвертой революции

Четвертая революция преследует две основные цели: способствовать тому, что неевреи по-настоящему узнают Тору и будут соблюдать заповеди сыновей Ноаха, и «увлекать» праведных геров в народ Израиля. Мы уже разобрали, что в обращении в прозелитов есть мицва, которую в основном учат из любви к Б-гу[1], и Мудрецы говорят, что Святой Благословенный Б-г не изгнал Израиль среди других народов, кроме как для того, чтобы к ним присоединились геры[2].

По-видимому, против этого стоит известное высказывание мудрецов «Тяжелы геры для Израиля как нарост», из которой кажется, что предпочтительно не проходить гиюр. Уже выяснялось[3], по словам Рамбама, что это отталкивание тех, у кого намерения неподходящие, но тот, кто действительно хочет принять веру, не является «трудным для Израиля» — и, безусловно, это суть закона. Теперь мы подробно остановимся на различных интерпретациях этого высказывания Мудрецов, создав из интерпретаций «парцуф» — систему, которая соответствует фундаментальной структуре внутренней Торы — и, таким образом, раскрывается внутренняя душа и нить, которая связывает различные взгляды.

Источники в Гемаре

В Йевамот, глава 4: гер, пришедший обратиться в еврейство, говорят ему, что ты видел, что пришел, чтобы обратиться? И сообщают ему о немногих легких мицвот и о немногих трудных мицвот. И в чем смысл? … сказал рабби Хальбо «Тяжелы геры для Израиля как нарост», как написано: и примкнет гер к Израилю и присоединятся к Дому Яакова[4]. И в Йевамот, глава 13: беда за бедой придет для принимающих геров и поручителей Циона и втыкающего себя в слова Закона. Принимающих геров как рабби Хальбо, как сказал рабби Хальбо: «Тяжелы геры для Израиля как нарост»[5].

И в Кидушин: «сказали рабби Хама и рабби Ханина, когда Всевышний вдохновляет своим Присутствием, Он не вдохновляет его нигде, кроме привилегированных семей в Израиле»[6], и тут же в продолжении приводится высказывание рабби Хальбо. И в Нида: «Геры и игры с детьми задерживают приход Машиаха.» Допустим, что геры… как рабби Хальбо, сказавший «Тяжелы геры для Израиля как нарост»[7].

Хесед – гер рабби Авраам

И в этом семь основных толкований, которым мы поставим в соответствие семь сфирот. В Тосфот Кидушин (и приводится в еще у ришоним[8]): гер рав рабби Авраам толковал, что поскольку геры хорошо разбираются в мицвот и педантично их соблюдают, они тяжелы для Израиля как нарост, исходя из этого Всевышний упоминает прегрешения Израилю, когда он не исполняет Его волю. И подобно этому, находим относительно Царфит, сказавшей: «что тебе и мне, Б-жий человек, ты пришел ко мне напомнить о моей бедности, что из-за его абсолютной праведности ей казалось, что он напоминает ей ее бедственное положение».

Это совершенно положительное толкование достоинств геров, чья праведность пробуждает определенный суд над Израилем: гер дотошен в заповедях, а еврей не так тщательно соблюдает, как он. В соответствии с этим, толкование этого вопроса в Йевамот, что у нас есть определенный «барьер» обращать неевреев, словно трудно терпеть такие высокие души, которые стыдятся нас, (и то, что было сказано в Нида, что геры задерживают приход Машиаха, то есть посредством их кажется, что Израиль не праведники, или, как следует ниже, в толковании малхута). Это толкование подходит для стиха: «Ибо помилует Б-г Яакова и снова изберет Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Яакова»[9] – речь идет о позитивной миссии, следовательно, и «прилепятся (נִסְפְּחוּ)» тоже не несет отрицательный смысл. Эта интерпретация попросту соответствует ​​ хеседу, подходит для рабби Авраама гера, сына Авраама Авину (который сам был гером и занимался обращением в еврейство из любви и милосердия ко всем). Это толкование относится к движению хасидизма, от слова «хесед», как сказано о великих хасидах, которые занимались обращением в еврейство с большой преданностью[10]. Хасид — это тот, кто заботится о своем друге, даже если ему кажется, что ему причиняют боль, а также относится милосердно ко многим праведным герам, подобно мере старого Гилеля, приближающего геров[11]. Напротив, те самые праведные геры будут упрекать нас и научат нас, и благодаря им приблизимся и мы (гер приходит снизу, держась за сфиру малхут. Чтобы поднять здание, нужен кран, чтобы поднять именно снизу, по словам Старого Ребе[12]).

Гвура – обман гера

Другое толкование в Тосфот Кидушин: согласно тому, что предупреждал Б-г их в 24-х местах, чтобы не обманывать геров, и невозможно не расстраивать их.

Здесь также нет порока в самих герах, но есть проблема в прямом отношении Израиля с герами. Кроме того, обман гера относится к определенному недостатку: «Помни дела своих предков» или «Твои первые поступки»[13]. То есть, есть слабое место, но на него нельзя указывать и использовать, чтобы причинить геру страдания (и на самом деле его первые действия не считаются его проступком, поскольку он как родившийся ребенок, и так же нельзя говорить вернувшемуся к вере: помнишь свои нехорошие действия).

Тиферет – изъян в родословной

Толкование י “ר в Тосфот: поэтому трудность ассимиляции в Израиле: поскольку Шхина почивает только на родовитых семьях…

То есть, слова рабби Хальбо приводятся в продолжении того, что почивание Шхины – на » родовитых семьях » Израиля, а семья гера не родовитая, и когда гер ассимилируется в Израиле, то родовитость умаляется. Здесь уже есть упоминание о изъяне в герах, хотя в этом нет их вины, и все же есть изъян в знатности. Направим эту интерпретацию в тиферет, так как она имеет дело с «смешением» геров в Израиле.

Действительно, в Тосфот Рош отвергает этот комментарий: «…геры, достойные почивания Шхины, как например Овадия гер был из Эдома. Высказывание, что Шхина Всевышнего почивает только на еврейских родовитых семьях, для немногих семей, у которых есть изъян и они не достойны быть часть общины Б-га»[14]. Действительно, высшие души, пришедшие от праведных геров, добавляют вдохновение Шхины в Израиле, но могут нуждаться в дальнейшем разбирательстве (например, сын геров, мать которого будет еврейкой и т.п.). На внутреннем уровне вдохновение Шхины похоже на яркий свет, но необходимо добавить менее блестящий оттенок (матовый), и тогда эта комбинация создает совершенство.

Нецах – негативное влияние

Раши в Кидушин толкует: «тяжелы геры» – что они не осторожны в соблюдении мицвот и имеют плохие привычки, которые передаются и негативно влияют на окружающих.

Речь идет о реальном негативном влиянии на Израиль, сопровождаемом критикой тех геров, которые не соблюдают осторожность в заповедях, в отличие от Израиля, и склонен придерживаться своего прошлого поведения (действительно, оказывается, не имеются в виду все геры, но лишь те, кто не достойны и не стоит обращать их в еврейство, как объясняется в комментарии к hод).

Нецах – начало «мутба» (запечатленный уровень), также и здесь есть шаблон поведения гера, который не старается соблюдать мицвот. Разумеется, нужно стараться судить с лучшей стороны гера, у которого нет обычая отцов, и все же в действительности есть опасение его негативного влияния. К сфире нецах относится тема воспитания, особенно воспитания детей, тут заметен пробел у того, кто с детства не воспитывался на коленях Торы, и теперь вместо того, чтобы воспитываться, он стал отрицательным «воспитателем».

hод – злоключения и введение в заблуждение

Раши в Нида истолковал это так: никто не разбирается в мицвот и это приводит к бедам … Тот факт, что геры не разбираются в заповедях, приносит беды Израилю.

И Рамбам писал[15]: «И из-за этого мудрецы говорили, что геры тяжелы Израилю как проказа, поскольку большинство из них вернутся (они неискренни в своем решении) и вводят в заблуждение Израиль, и будет трудно отделаться от них после того, как они были обращены, иди и учи, что произошло в пустыне в истории с тельцом и могил похоти, а также большинство попыток толпы было с самого начала». Речь идет о преднамеренном обмане. Это резкая критика в отношении геров, за исключением того, что это «вексель и расписка в его стороне», потому что Рамбаму ясно, что это только геры, которые прошли гиюр неискренне, не во имя Небес, подобны эрев рав (сборищу, вышедшему из Египта вместе с евреями из-за страха), а не те настоящие геры, которые сделали это во имя Небес.

Гер присоединяется к Израилю через hод (как объясняется про Рут моавитянку), и тут существует опасность того, что «hод станет разрушителем», бедствиями и заблуждениями. Рут обращается в еврейство во имя Небес и точно выполняет мицвот, а с другой стороны находится толпа, которая вводит в заблуждение Израиль и вызывает у него желание (להודות, הוד) заниматься идолопоклонством.

Йесод – поручительство и ответственность

Раши в Нида пишет: некоторые говорят, что весь Израиль в ответе друг за друга. Но факт, чтобы они не будут в ответе за геров.

То есть, подобно тому, как весь Израиль взаимосвязаны, так есть и ответственность Израиля за геров, и в любом случае существует дополнительная ответственность (и наказание). Но Раши отклоняет эту интерпретацию и доказывает, что нет никакой ответственности по отношению к герам. Однако Тосфот повторяют, что геры участвуют во взаимной ответственности, и также видно из Закона в Шулхан арух, что гер включен в это поручительство[16]. Это может быть истолковано близко к тому, что речь идет о «личной ответственности» тех, кто принимает геров, и им необходимо заботиться о том, чтобы те самые геры следовали Торе.

Поручительство и ответственность относятся к сфире йесод. Йесод называется ахор (спина, тыльная сторона), и ответственность означает обращение к «спине», не только то, что я делаю сознательно и охотно («лицо»), но и то, что сопровождает меня сзади. Йесод – это праведник («праведник — основа мира») — и вот настоящий праведник тот, который решает взять на себя ответственность и обратить в еврейство, как Моше Рабейну, который принял эрев рав (египетскую толпу). Ответственность, конечно, увеличивает наказание, как любая ответственность, но праведник решает это сделать, потому что он видит важность этого.

Малхут — добавление геров

Еще один комментарий в Тосфот в Кидушин: и есть толкования, согласно которым, поскольку Израиль живет в изгнании, как сказано: «Из-за того, что Израиль рассеяны по всем странам больше, чем идолопоклонники, чтобы к ним добавились геры». Тосфот не согласны с этой интерпретацией, но так толкует Рамбан. То есть потенциальные геры, которые не обращаются, трудны для Израиля, и то, что эти души воздерживаются от прибытия в Израиль — «замедляет приход Машиаха» (как в Гемара в Нида).

Это «мессианское» толкование, чтобы спешить принимать геров, потому что от этого зависит пришествие Машиаха. Гер сам зацепляется за малхут и через него присоединяется к Израилю. И еще, новообращенные, которые пройдут гиюр, называются «герим» — что связано с малхутом, который спускается из мира Ацилут в нижние миры и поднимает оттуда искры (общий корень этих слов гер – прозелит, и гар – проживать именно в нижних мирах).

Резюме и соединение с Машиахом

В заключение укажим, несомненно, что простой смысл слов рабби Хальбо, является негативным (а толкование хеседа и малхута недостаточно в простом его смысле) в соответствии с определенной линией отклонения, но это правило, а есть и исключения из него. Оно подчеркивается тем фактом, что рабби Хальбо толковал в негативном смысле стих, сказанный в позитивном смысле, и по-простому нужно объяснить, что рабби Хальбо толкует начало позитивно: » и присоединятся к ним иноземцы » и только заключительная часть: «и прилепятся к дому Яакова» толкуется негативно.

По Закону, главное — это выяснить, какие геры являются отрицательным «наростом», который нужно отклонить, и какие геры достойны приближения и присоединения к Израилю, и это выяснение, несомненно, является основной функцией судебного органа («левая отталкивает, и правая приближает») — Бейт дин цедек для праведных геров.

Конечно, это также варьируется в зависимости от времени, время откладывать и время приближать, и чем ближе пришествие Машиаха, тем возрастает приближение (по словам Ребе об отношениях между Яаковом и Эйсавом, что сегодня «Эйсав уже готов»). В этом контексте следует подчеркнуть простое разделение между отдельными лицами и группами: обращение по своей сути имеет отношение к геру, пришедшему как индивидуум, который выходит из своей первой общности и присоединяется к общине Израиля, подобно родившемуся ребенку, на основе личного решения и выбора. В отличие от этого, «массовое обращение» (подобно эрев рав или царству Кузари) может быть очень проблематичным (как известно в истории) — и как смысл стиха: «и присоединится гер к вам», отдельный гер присоединяется удачно, «и прилепятся к дому Яакова», массовое обращение приводит к плохому результату.

И вот Царь Машиах, называем прокаженным: «… как сказано: «Он действительно нес нашу боль и наши страдания, а мы думали, что он был поражен ударами и муками от Б-га «»[17]. И поскольку геры уподоблены к «наросту» и «язве проказы», следует сказать, что Машиаха называют прокаженным, потому что он «берет на себя» задачу обращения в еврейство, он присоединяет к Израилю геров, несмотря на различные опасения (Это особенно подходит для толкований хеседа и малхута. Но и в других толкованиях Машиах решает, что прибыль превышает потери, и стремится привести

Изгнание к его цели, согласно которой посев Израиля в Изгнании приведет к прибавлению геров в действительности.) Машиаха называют «кесарем» («императором»), потому что он «исключительный»[18] — он сам «исключительный», поэтому его приход зависит от исключительных хороших геров. Добавление тех геров, у которых есть полный переворот, из нееврея в еврея, связано с мессианским переворотом: «превращения тьмы в свет».

Еще один момент: присоединение геров связано с присоединением территорий. Исправленная «мессианская концепция» состоит в том, чтобы аннексировать всю землю Израиля, которую мы можем, с помощью Б-га, и присоединить к народу Израиля всех праведных геров, которые это заслуживают (причем, тенденция «в будущем Эрец Исраэль распространится на все страны» – весь мир присоединится к Эрец Исраэль, и все народы становятся праведными герами, или, по крайней мере, герей тошав, и здесь не место для подробного обсуждения этого вопроса).

Кроме того, вопрос аннексии на самом деле сегодня заключается в том, стоит ли расширять территории, находящиеся под нашим контролем, если в них есть население, которое изначально не включено под нашу опеку (далеких от уровня сыновей Ноаха, а также герей тошав). Следовательно, начало этого решения в направлении аннексии, несмотря на то, что она будет включать население, требующее дополнительного очищения и исправления, и здесь не место для подробного объяснения.

 Ивритская редакция Йосеф Пэли.

 Восьмая статья из этой серии.

Еженедельник Нифлаот, Балак, 5780, стр. 29-32.

 [1] Сифрей на стих: «И возлюби Ãвайе, Б-га твоего» (Веэтханан, 36). См. в третьей статьи из этой серии (Еженедельник Нифлаот, Насо) и на этом сайте в рубрике «Четвертая революция» https://gal-einai.ru/chetvertaya-revolyutsiya/obuchenie-tore-i-prinyatie-evrejstva/.

[2] Песахим 87, 2.

[3] Четвертая статья в этой серии https://gal-einai.ru/chetvertaya-revolyutsiya/revolyutsiya-chetvertaya/

[4] Йевамот 47, 2.

[5] Там же 109, 2.

[6] Кидушин 70, 2.

[7] Нида 13, 2.

[8] סמ»ג לאוין קטז ועוד.

[9] Ишаяу 14, 1. И см. там у Радака.

[10] См. удивительную историю об этом о рабби Моше Лейбе из Сасова и рабби Леви Ицхаке из Бердичева в книге «Дархей хаим вешалом» стр. 344, 946, прим. 1.И в Вопросы и ответы, даврей Яцив, אהע»ז, 19.

[11]Ликутей Ãлахот рабби Натан, Ãлахот Рош ходеш, Ãлаха 6.

[12] Тора Ор, Парашат Берешит 4,1.

[13] Мишнат Бава меция, 4, 10. И Тосфот Бава меция 58, со слов אם הוא.

[14] И так далее במהרי»ט в Кидушин.

[15] Ãлахот исурей бия, 13, 15.

[16] Шулхан арух,Ор хаим, 53, 19, в При магадим там же (א»א סקי»ט). Энциклопедия торанит, качество «Весь Израиль в ответе друг за друга», стр. 514.

[17] Санhедрин 98, 2.

[18] Там же и см. Тосфот ע»ז, 10, 2, со слов: ה»ג.

 

 

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.