Почувствуй себя лишним!

Актуальный аспект урока

Еженедельник Галь Эйнай, Нифлаот, Вайеце 81

Мудрецы говорят, что самых высоких ступеней удостаивается тот, кто «считает себя несущественным». Что это значит? Есть те, для кого главными правилами в жизни являются: «Если я не себе, то кто мне» и «Твоя жизнь раньше» (в ее самом обширном и эгоистичном толковании) — он в первую очередь заботится о себе, вместе со своими ближайшими родственниками, и только после того, как он насытится всем возможным, если что-то еще останется, он готов отдать это другому. Менее эгоистичен тот, кто делится с другими всем, что у него есть, соблюдая: «возлюби ближнего своего, как самого себя». Но тот, кто «считает себя несущественным», предваряет заботу о других, посвящает благотворительности все самое лучшее и первоклассное, а он сам всегда последний в очереди — довольствуется остатками, необходимыми для его существования. Более того, тот, кто считает себя несущественным, не только довольствуется остатками — он чувствует себя остатками, ненужным избытком в мире.

В современном мире, в котором все вращается вокруг самосознания и личного развития, такой образ мышления и поведения воспринимается как психическая проблема, требующая лечения — как «рецепт», который сделает человека неудачливым, вялым и отчаявшимся. Но Торы истины возвышает его как знамя и относит его к нашим предкам и величайшим лидерам — от нашего праотца Авраама через Моше Рабейну до царя Давида. Люди, которые не только служили примером набожности, но и жили в сознании революционной миссии, неустанно трудились и достигли величайших достижений. Каким образом?

Человек, озабоченный собой, и особенно своим личным имиджем, основательно ограничен: в лучшем случае он осознает свои личные способности и роль — и будет действовать в рамках своих ограниченных сил, положения, в которое он помещен, и образа, сформированного для него в среде, в которой он живет. В менее хорошем и более типичном случае он будет постоянно испытывать трения с самим собой в напряжении между заботой о себе и «его» перед лицом своей роли; в трениях со своим окружением, чтобы защитить свою роль и место в обществе от опасности «нарушения границ»; и в разочаровании и печали от того, что не оправдал своих ожиданий.

С другой стороны, тот, кто считает себя несущественным, тот, кто чувствует себя лишним, свободен от всех трений. Он приписывает свои действия Создателю всего сущего («Дай ему Его, ведь и ты и твое — Его») — и от Того, кому всё принадлежит, можно получить неограниченные силы. Когда он отказывается от своей реальности, он может действовать без каких-либо трений — у него нет роли, поэтому с ним никто не конкурирует; он не «смотрит на себя со стороны » во всех своих действиях, не вынужден оправдывать свой образ в собственных глазах (и в глазах других); он не сравнивает постоянно «мое» с «его»; он не удручен и озабочен разочарованиями — но всегда смотрит вперед. Тот, у кого нет определенной роли и сферы деятельности, становится коль-бойником — он говорит «я готов» для любой задачи и миссии, высказывает свое мнение, чтобы исправить мир во всем, что необходимо, не брезгует перед простейшими и «грязными» задачами (потому что нет ничего, что не в его честь) и не уклоняется от упряжки величайших революций (потому что он не боится разочарований и нет предела силе, которую Б-г даст ему, если Он того пожелает).

Если ты почувствуешь себя ненужным — для тебя есть бесконечно много работы!

 

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.