Настоящая любовь, хлеб и борщ

о Ребе Исраэле из Ружина:

Раввин Исраэль Фридман из Ружина, основатель широко распространенной ружинской хасидской династии, родился в Погребище, Украина, 3 Тишрея 5557 (1796 г.) в семье Ребе Шалома Шахне, сына Ребе Авраама а-Малаха, который был сыном Магида Межрич. Когда Ребе Исраэлю было шесть лет, его отец скончался, и его воспитывал и обучал его брат, Ребе Авраам из Погребища.

Цадики поколения Ребе Исраэля восхищались им, и многие из них сделали его своим Ребе. Как отражено во многих рассказах о нем, святой Ружинер был «всеобъемлющей душой» — все души Израиля были его частью. Однажды он сказал, что когда с евреем на другом конце света что-то случается, он сразу чувствует это сердцем. Таким образом, Ребе Исраэль вел себя как царь, отражая величие Израиля как сына царя. Богатство и почет, которых он заслуживал, были настолько велики, что вызвали зависть русского царя Николая I, который заключил Ребе Исраэля в тюрьму. Ему удалось чудесным образом бежать из России, поселившись в соседней Садигуре (Садхора) в Австрии, где он восстановил свой главный хасидский двор. Ребе Исраэль скончался 3 хешвана 5611 года (1850 года).

Однажды группа ружинских хасидов – то ли направлявшихся к Ребе, то ли возвращавшихся после визита к нему – остановилась в гостинице, которой владел пожилой еврей. Они заметили, что трактирщик молился очень поздно, намного позже установленного времени для утренней молитвы. «Почему бы тебе не молиться утром?» – спросили хасиды у трактирщика. «Я слышал, что есть цадик по имени Ребе Исраэль из Ружина, который тоже молится очень поздно, поэтому я делаю то же самое», — ответил трактирщик. «Мы его последователи, — ответили хасиды, — и он объяснил свою традицию притчей»:

:Жила была одна пара. Каждый день жена готовила мужу завтрак — хлеб и борщ — в определенное время. Однажды муж зашел на кухню завтракать и увидел, что на столе ничего нет. Он терпеливо ждал, пока жена будет ему подавать еду. Прошел час, потом еще один, а еды даже на горизонте не было видно. Наступил полдень, и вот, в очень поздний час, вошла его жена и принесла ему завтрак — обычный хлеб и борщ.

«Все время, пока я ждал завтрака, я давал тебе презумпцию невиновности», — сказал муж жене. «Я подумал, что, возможно, ты опоздала, потому что готовила для меня особенный завтрак. Я представил все вкусности, которые ты готовила. А потом ты приносишь мне лишь хлеб и борщ, как каждое утро?»

«Точно так же, — продолжали хасиды, — Ребе молится поздно, потому что он занят подготовкой особого праздника для Властелина, нашего возлюбленного Отца Небесного. Но если человек умеет только печь хлеб и варить борщ, почему Б-г должен его ждать?»

Трактирщик на мгновение задумался и сказал хасидам: «История, которую вы рассказали, была о муже и жене, чей брак не был по любви. Так что, возможно, если жена не подаст завтрак вовремя, муж рассердится. Но если пара любит друг друга, даже если она в самый последний час принесет ему хлеб и борщ, он ничуть не рассердится. Он любит ее, а она любит его».

Хасидам очень понравился ответ трактирщика. Хотя они, возможно, возвращались домой после встречи с цадиком, они быстро вернулись в Ружин и рассказали Ребе об ответе трактирщика.

«Вы должны знать, — сказал им Ребе Исраэль, — что может быть душа, которая спустится в этот мир, чтобы прожить семьдесят лет, просто чтобы произнести одну мысль из Торы».

Эти слова Ружинера аналогичны высказыванию Баал Шем Това [Айом йом от 5-го Ияра]: «Душа нисходит в этот мир и живет семьдесят или восемьдесят лет с целью совершить хотя бы одно доброе дело для другого еврея в физическом мире. и особенно в духовной сфере». Но в некоторой степени утверждение Ружинера еще сильнее, поскольку он говорит, что целью жизни может быть не действие, а всего лишь одно-единственное нововведение в Торе.

Хасиды снова отправились из Ружинера, и когда они прибыли в гостиницу, им сказали, что хозяин гостиницы скончался.

Ответ трактирщика был вдохновенным и фактически описывает искупительное состояние, в котором между нами и возлюбленным нашим Отцом царит мир. В этом состоянии мира все мелкие происшествия, которые могут вызвать раздоры, несущественны по сравнению с великой любовью между парой. Что было источником вдохновения трактирщика?

Можно сказать, что он получил озарение от корня души самого Ребе Исраэля из Ружина. Первоначально трактирщик согласился с Ребе относительно времени молитвы. Когда он слышит аргумент, противоречащий его поведению, ему удается ответить так, чтобы воодушевить хасидов и вызвать восторженное согласие Ребе.

На раскрытом уровне притча Ружинера описывает текущую ситуацию — состояние изгнания, когда между супругами существуют некие раздоры. Но заявление трактирщика способствовало возникновению вдохновения Ружинера и его слова.

Inner.org – Revealing the Torah’s Inner Dimension

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.