Радостный смех месяца Адар  

Из книги "Внутреннее время" рабби Ицхака Гинзбурга

Радоваться и смеяться по-настоящему – это не шутка, а серьезная задача, над которой стоит задуматься уже с приходом первого месяца Адар. Стоит прочесть, даже если этот год не високосный…

 С прибавлением всех нас! В високосном году родился сын, которому в Израиле дали имя: Адар ришон (первый Адар). Это не просто шутка месяца Адар, в котором принято много радоваться. В обычном году еврейского календаря двенадцать месяцев, и, кроме того, раз в несколько лет наступает високосный год (шана меуберет – буквально «беременный год»), когда добавляется дополнительный месяц – еще один Адар. Он становится первым АдаромАдар ришон или ходеш ибур (в то время как второй Адар неизменно наступает каждый год, поэтому праздник Пурим терпеливо ждет своего времени во втором Адаре). В уникальном выражении шана меуберет используется образ беременной женщины, и поэтому можно рассматривать дополнительный месяц как образ младенца, появляющегося на свет из утробы матери.

Что представляет собой ибур (עִבּוּר) в еврейском (עברי) календаре? Напомним вкратце, что все месяцы еврейского календаря являются лунными, то есть, точно соответствуют циклу, в течение которого луна появляется тонким серпиком на небосводе, увеличивается и затем постепенно сходит на нет. Но 12 лунных месяцев не равны 12-ти месяцам солнечного года, продолжительность которого – 365 или 366 дней (в течение этого периода земной шар и солнце совершают полный цикл, что отражено в григорианском календаре. Чтобы сохранить соответствие лунных месяцев солнечным годам, есть необходимость раз в несколько лет объявлять високосный год, добавляя тринадцатый месяц. Точное нахождение соответствия между лунным годом и солнечным – крайне сложная астрономическая задача. Она считается одним из чудес мудрости еврейского календаря – на языке мудрецов это называется «тайна-сод ибур»: в каждом девятнадцатилетнем цикле неизменно должны быть семь високосных лет[1].

Начнем с интересного намека: девятнадцать – это гиматрия слова «חוה» – Хава – имени первой сотворенной и первой забеременевшей женщины в мире. Женский менструальный цикл уподобляется циклу роста и уменьшения луны вплоть до ее полного исчезновения на небесах. Шана меуберет – время, когда лунный год соединяется с солнечным, в результате которого наступает «беременность» тринадцатым месяцем.

Как рождается смех

Итак, что характеризует месяц Адар в целом и Адар ришон в частности? Согласно Каббале, буква, которой был сотворен месяц Адар – буква куф ף«קו, которая является девятнадцатой буквой алфавита, что опять отсылает нас к девятнадцати годам цикла! И тут выясняется, что эта буква умеет смеяться(לצחוק) , потому что особым свойством Адара является смех и веселье (השחוקהצחוק). В високосном году мы смеемся и веселимся шестьдесят дней подряд (два месяца). Обратим внимание, что буква цади צד»י  знакома нам как буква месяца Швата, поэтому буквы Швата и Адара вместе являют собой часть слова смех (צחק)[2], а находящаяся между ними буква хэт ת«חי – сам смех – «ха-ха-ха»[3]. А в слове схок (שחוק) буква син звучит похоже на цади слова цхок (צחוק).

На протяжении двух месяцев Адара, да будут они к добру, наша задача состоит в том, чтобы научиться позитивному смеху и шуткам – чтобы они не выражались в негативной форме: «О смехе сказал я: он безумен, а о веселье: что проку в нем?»[4]. Примерами такого очень негативного «веселья» в Танахе служат поведение Ишмаэля (сказано, что Ишмаэль «насмехался» над Ицхаком, и Раши комментирует, что Сара заметила в Ишмаэле три негативные склонности – к идолопоклонству, разврату и кровопролитию) и грех золотого тельца («…и приготовили еще другие жертвоприношения, и уселся народ есть и пить, и поднялись забавляться»)[5].

Где же взять позитивный смех? Как и в любом другом случае, поищем, где он появляется в Торе. Мы обнаруживаем, что смех – цхок появляется в связи с праотцем Ицхаком, особенно в связи с его рождением: Авраам смеется, узнав, что Сара родит сына (и это первое появление глагола צחק «смеяться» в Торе). Потом засмеялась также и Сара. Наконец, когда родился Ицхак, счастливая мать говорит: «Смеяться заставил меня Б-г, и всякий, кто услышит, будет смеяться вместе со мной»[6], – словно волна заразительного смеха проходит по миру[7].

Итак, смех появляется в связи с первым еврейским ребенком, удивительное рождение которого произошло именно тогда, когда уже была потеряна какая-либо надежда на естественную беременность. В самом деле, нет ничего прекраснее радости родителей, удостоившихся родить, и нет больше радости, чем радость бесплодной женщины, забеременевшей после многих лет горя и безнадежности: «Превращает бесплодную в хозяйку дома, в мать, радующуюся детям своим!»[8]. Отрицательный смех – отзвук пустоты: «Ибо как треск (горящих) терний под котлом, так и смех глупца»[9], смех, заполняющий пустое пространство глупостью и вздором. Однако хороший смех – тот, который приходит с появлением чего-либо нового, например, новой души в этом мире. Также следует радоваться и смеяться, когда мы занимаемся изучением Торы, и особенно – когда открываем ее скрытые тайны, которые были спрятаны, словно младенец в утробе матери, как мы читаем в описании книги Зоар о сияющих и радующихся лицах праведников во время открытия сокровенных тайн Торы. Точнее, смех приходит до родов и после них – посредством смеха женщина освобождается и рожает, а после родов радость и смех продолжают возрастать.

В рамках времени, сод ибур – тайна зарождения нового в реальности, поэтому ходеш ибур – именно Адар, когда много радуются. И гиматрия дает нам изящный намек: сод ибур = симха (радость). Радость сопровождает нас круглый год, что выражено намеком в числе дней года еврейского календаря: в обычном году есть 353, 354 или 355 дней – это соответствует словам שמחה («радость»), שמחו («радуйтесь») и בשמחה («в радости»). В високосном году (когда прибавляются дополнительные 30 дней первого Адара) – это соответствует словам לשמחה («для радости»), לשמוח («радоваться») и לב שמחה («сердце радости»). Слово שמחה также равно по гиматрии выражению » לִירֵאָיוהוי סֹוד «[10] («Тайна Ãвайе – боящимся Его»), ведь раскрытие тайн Б-га происходит посредством радости и приносит радость, и необходимым условием этого является Б-гобоязненность – особое свойство трепета перед Всевышним, присущее праотцу Ицхаку. Трепет удерживает от легкомысленного смеха и насмехательства над всем добрым и святым, создавая в душе верный настрой для смеха, выражающего позитивную радость и очень глубокое удовольствие.

Живой конец дней

Продолжая образ високосного года, «рождающего» первый месяц Адар, мы находим, что «рождающим» месяцем является Шват, предшествующий Адару, как буква цади Швата рождает букву куф, следующую за ней[11]. Мы видели, что сочетание этих двух букв намекает на слово צחוק – смех и имя יצחק – Ицхак, причем Ицхак получает одну букву своего имени от праматери Сары, родившей его в возрасте 90 (цади) лет, а другую букву своего имени – от праотца Авраама, которому тогда исполнилось 100 (куф)[12] лет. Если теперь мы соединим эти буквы в обратном порядке (как это характерно для месяца Адара – «перевернем ситуацию» – венаафох hу), то получим слово «конец» – קץкец[13]. Действительно, месяц Адар является последним месяцем еврейского года (который начинается с месяца Нисан).

Слово кец имеет отношение к понятию кец ямим – «конец дней», которое, на первый взгляд, звучит настораживающе, но на самом деле это выражение означает скрытое будущее, когда наступит полное и истинное Избавление, о котором сказано: «И встанешь по жребию своему в конце дней»[14]. В период кец ямим откроются все тайны, особенно самая сокровенная тайна – тайна Геулы, и тогда умножатся радость и смех, «в ту пору наполнятся уста наши смехом»[15] – в полный голос, без капли горя и печали. Это тайна праотца Ицхака: он видит светлое будущее, рождение Машиаха и Геулу, а потому смеется в полный голос (как смеющийся месяц Адар, предвещающий конец зимней спячки и холодной темноты накануне освобождения в месяце Нисан: «поставил Он тьме предел»[16]).

Как известно, в наше время невозможно радоваться полностью, от всей души, поскольку пред нашим взором постоянно встает далекий от совершенства мир, в котором много скорби (хотя мы и верим, что все к лучшему). Но необходимо также проявлять осторожность, чтобы наш смех не подыграл злому началу, поэтому сказали мудрецы: «Нельзя человеку в этом мире наполнять рот смехом [в полную силу]»[17]. Но по мере приближения Геулы смех непрерывно растет и увеличивается, до тех пор, пока появится Машиах, который принесет нам полную радость (слово משיח  – «Машиах» состоит из тех же букв, что и слово שמח – «обрадует»). Поэтому мы начинаем уже сейчас отведывать вкус этого смеха (особенно когда мы заняты выполнением заповеди, которую стараемся делать с радостью[18].

Ицхак видит также грядущее возрождение из мертвых – он пережил его в зрелом возрасте, будучи связанным на алтаре – и его имя Ицхак (יצחק) превращается в חיקץ («живой конец [дней]»), когда все Творение получит новую жизнь. Нет сомнений, что самый радостный смех будет звучать в период возрождения из мертвых – тогда мы поймем, что страшная смерть была на самом деле смехотворной.

В ритме времени

Каждый месяц соответствует одному из двенадцати колен Израилевых. А как насчет тринадцатого месяца, который только что родился в високосном году? Цадик Леви-Ицхак из Бердичева сказал[19], что колено первого месяца Адар – колено Леви (обычно оно не входит в число двенадцати колен). Особым видом служения левитов в Храме была игра на музыкальных инструментах и пение – все колено Леви было музыкально одаренным.

Музыкально одаренному человеку свойственно правильное ощущение чувства ритма (кецев, קֶצֶב). Оно связано также с сод ибур – тайной согласованности между двумя разными ритмами небесных тел, солнечными годами и лунными месяцами. Слово кецев – подлинное значение которого «мера» и «разрез»[20], как в принятом сегодня значении (ритм) – это развитие слова кец.  В нашем контексте мы можем заметить, что, поскольку месяцы Шват и Адар образуют слово кец, а речь идет о двух Адарах, следует добавить букву бейт (числовое значение которой – 2), и таким образом получается правильный кецев קֶצֶבеврейского календаря.

Правильный ритм играет важную роль в пении и игре на музыкальных инструментах – как в служении в Храме, так и в выражении радости и стремления к Б-гу в целом. И мы находим, что музыка приводит к появлению вдохновенного духа святости и пророчеству: «И когда заиграл музыкант, была на нем рука Ãвайе (дух пророческий)»[21]. Но даже если мы не родились с музыкальным слухом, главное – сохранить чувство внутреннего ритма, своего рода «позвоночник» души, умеющий выбирать правильные вещи в нужное время и в нужном месте; это – верное знание, даат, которое направляет чувства и действия. А теперь споем ритмично и вдвое веселей обычного: мишенихнас Адар марбим бесимха («Когда приходит Адар, умножаем радость»[22]).

Блог

[1] Третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы являются високосными. Этот   девятнадцатилетний цикл называется махзор катан (малый цикл).

[2] Цади – восемнадцатая буква, а куф – девятнадцатая, вместе — 37, что равняется гиматрии имени הבל, Эвеля–   сына Хавы.

[3] И при соединении букв хэт и хаф (близких по звучанию) получается слово хиюх-«улыбка».

[4] Коэлет, 2, 2.

[5] См. Берешит 21, 9 (Ишмаэль «насмехался» над Ицхаком). Шмот 22, 6 (грех золотого тельца).

[6] Берешит 21, 6. Слово  לי (мне, со мной) появляется здесь дважды, намекая на стих » מיין עינים חכלילי » («Красны будут очи от вина», Берешит 49, 12) – слово חיך — «улыбка» связан с буквой хет, которая смеется в имени Ицхак, ведь он был первым, кто удостоился быть обрезанным на восьмой день.

[7] И в Мидраше (Ялкут Шимони, Берешит, 247, 93) «В то время, когда забеременела Сара Имейну, многие бесплодные женщины забеременели с ней, многие больные исцелились с ней, многие глухие стали слышать, многие слепые прозрели, многие слабоумные изменились».

[8] Теилим 113, 9. См. статью «Счастливая мать Рахель».

[9] Коэлет 7, 6. И в Коэлет Раба там: «Все деревья горят безшумно, но тернии всегда горят с большим треском, как бы говоря: мы тоже деревья ».

[10] Теилим 25, 14.

[11] См. статью «Все праведники» о том, что буква цадик образуется, если к букве цади присоединить букву куф.

[12] См. Комментарий Раши к Берешит 17, 19: «Гиматрия имени Ицхак в малой гиматрии (когда все буквы считаются в цикле от 1 до 9, и все нули при этом не считаются) равна 19 и это порядковый номер буквы куф,  таким образом, имя Ицхак полностью включено в эту букву.

[13] Аналогичным образом, в предыдущие месяцы мы видели, как буква нун месяца Хешван присоединяется к самеху Кислева

и превращается в нес-чудо Хануки, и аин Тевета присоединяется к цадику Швата и становится Эц-деревом Рош а-Шаны

деревьев.

[14] Даниэль 12, 13.

[15] Теилим 126, 2.

[16] Ийов 28, 3.

[17] Брахот 31, 1. Шулхан арух, Орех хаим 560, 5.

[18] См. высказывание Любавического Ребе на Итваадуте 15-го Элуля 5751 года (в книге Итваадуёт 5771, часть 4, стр. 248) относительно «наполнять рот смехом» в будущем. И в Итваадуёт 5772, часть 1, стр. 56, прим. 26 относительно радости мицвы (хотя Таз, Орех хаим, 560, 7, пишет о сдержанности и относительно радости мицвы в наше время).

 

[19] Кдушат Леви, в конце главы Мишпатим.

[20] «И одной меры оба керува», Млахим 1 6, 25. «И вырубил он из дерева (рукоятку)», Млахим 2 6, 6.

[21] Млахим 2 3, 15.

[22] Таанит 29, 1.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.