«Семь пастырей» — 10-й день

Красота героизма

Рав Ицхак Гинзбург

Красота героизма (тиферет в гвуре) — милосердие нашего праотца Ицхака. Мы встречаем милосердие Ицхака именно в отношении Эйсава, но, как мы видели у Авраама, милосердие нуждается в очищении! Там Сара заботится о том, чтобы Авраам не стал жалеть Ишмаэля больше, чем тому причитается, и здесь Ривка беспокоится, чтобы Ицхак не сделал этого в отношении Эйсава (но Ривка делает это окольным образом, таким образом действуя на высший корень Ицхака, который выше явного понимания).

И действительно, как может Ицхак, мера суда, жалеть Эйсава, в конце концов, «того, у кого нет меры даат-познание, не полагается жалеть»! Но Ицхак видит святую искру, которая находится внутри Эйсава (что объяснялось в «благодати героизма» 8-го дня Омера) и ее он жалеет. И после того, как Яаков получил свои благословения, Эйсав сумел пробудить жалость отца и получить свое благословение.

Мера красоты-милосердия представлена ​​нашим праотцом Яаковом, поэтому красота героизма — это Яаков внутри Ицхака. Народ Израиля неслучайно назван «милосердным», мера милосердия проявляется у всех патриархов, и поэтому они все названы именем Израиль: «Ицхак назван своим именем Израиль» (ב»ר סג, ג)! Впрочем, Яаков назван «сыном своей матери».

И все же между ним и его отцом существует глубокая связь: только Ицхак мог родить Яакова, а также, наконец, дать ему благословение и «подписать» его: «да будет он благословен!». Эта связь подчеркивается в стихе «И вот родословие Ицхака, сына Авраама», и Раши объясняет, что родословие Ицхака — это Яаков и Эйсав (которые появляются ниже): это настолько важно подчеркнуть, что вся глава называется толдот-родословие, толдот Ицхак раскрывает внутреннюю точку в их отце (сравните с главой Ноах, которая начинается подобным образом: «Вот толдот-родословие Ноаха» и не называется глава Толдот).

Рождение Яакова у Ицхака возможно только после того, как связь между Авраамом и Ицхаком завершается: «И это — родословие Ицхака, сына Авраама: Авраам родил Ицхака» – то есть, после соединения благодати Авраама с героизмом Ицхака проявляется мера красоты милосердия Яакова, которая объединяет эти два аспекта.

Особое достоинство милосердия проявляется именно в Ицхаке, чья мера является мерой суда, которая, казалось бы, затрудняет, пробуждение милосердия. Именно так Мудрецы описывают положение, при котором сыны Израиля осуждаемы Всевышним, и только Ицхаку удается оправдать их посредством своих доводов путем точного «расчёта» меры суда, милосердие, пробуждающееся в самом суде — милосердие в суде, благодать героизма.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.