Любящий Израиль из Апты

Хасидский рассказ

С объяснением Рава Ицхака Гинзбурга

Однажды, после Песаха, к «Любящему Израиля» из Апты пришла пара и сказала, что они хотят развода. Почему? Муж является хасидом и не ест шруя (мацу, на которую попала вода) на Песах, в то время как его жена, которая не выросла в хасидском доме, не соглашается принять этот hидур (буквально «великолепие» – очень тщательное соблюдение заповеди). Ребе из Апты сказал: «Я расскажу вам, что у меня было на Песах в этом году. Я приготовил себе мацот шмурот[1] и меhударот на Седер, и накануне праздника моя жена случайно взяла «сохраненную» мацу и отдала ее одному из бедняков, который нуждался в маце. Когда моя жена поняла, что случилось, она испугалась, и поэтому взяла простую мацу и положила ее на то же место, где лежала маца шмура. Сказал Ребе из Апты: вы думаете, я этого не почувствовал? Моим Духом святости я видел, что произошло, но я ничего не сказал, чтобы не было гнева в доме. И Ребе заключил: если в этом году я ел простую мацу вместо сохраненной, не проявляя педантичность, вы тоже можете поладить со своей женой, которая не придерживается осторожности соблюдения маца шруя.

«Любящий Израиль», унаследовавший от рабби Элимелеха из Лижанска силу своих уст, он умел есть, а также умел говорить. Надо сказать, что его сила в еде относится к его имени Авраам, которому Б-г сказал: «Я щит тебе», и, как известно от рабби Меира из Перемышлян, Авраам Авину, который был великим гостеприимным человеком, просил Б-га дать ему большой живот [מגן־מאגען на идиш], чтобы он мог есть с каждым гостем, таким образом соблюдая мицву наилучшим образом. В то время как его сила речи относится его имени Йеошуа, о котором сказано: «Один лидер на поколение», лидер-дабар – язык дибур-речь. Во всяком случае, из нашего рассказа видно, что он также умел молчать. «Золотая гиря во рту», ​​- сказал о нем один из праведников, — «и он ею взвешивает каждое слово, которое он извлекает из него». Своим молчанием цадик учит, что единство и мир возможны только тогда, когда человек не слишком педантичен. Это одна из причин, почему время «трапезы Машиаха», которую празднуют хасиды, приходится на последний день Песаха (или в конце седьмого дня, когда трапеза переходит на исход праздника): в последний день Песаха принято есть шруя (замоченную мацу). Трапеза Машиаха, приход Машиаха зависит от единства евреев, и его трапеза должна быть такой, чтобы все евреи, как строго соблюдающие, так и те, кто в меньшей степени, могли участвовать в ней вместе.

[1] Буквально, «Сохраненная маца» — это маца, которая была хранима особенно тщательным образом ​​во время ее приготовления, чтобы она не могла закваситься, и не только, чтобы она не заквасилась «случайно». В Гемаре и у поским существуют разные мнения по вопросу о том, с какого этапа приготовления мацы следует ее охранять, чтобы она считалась «сохраненной мацой».

Перевод из Еженедельника Нифлаот Ваякель-Пкудей 81 стр. 35.

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.