«Конец вонзен в начало»

Сфат Эмет на главу Браха

С толкованием Рава Ицхака Гинзбурга

 «И по все могучим деяниям, и по всем страшным свершениям, которые совершил Моше на глазах у всего Израиля. В начале сотворил Б-г небо и землю». Сфат Эмет в объяснении[1] соединяет начало Торы с ее концом («Заключен конец [конец Торы]в начале [начале Торы]): при даровании Торы сыны Израиля удостоились трепета, как написано: «чтобы был страх Его перед лицами вашими, дабы вы не грешили»[2], и это то, что сказано: и по всем страшным свершениям» – имеется в виду Высший страх, страх Величия: «и сотворил Б-г так, чтобы боялись Его»[3], Его, а не Его созданий (тогда как страх наказания — это трепет перед наказанием, который сам был сотворен), и это достигается Торой. Само это благоговение выражено намеком в Берешит («В начале»): «בראשית» – буквы ירא בשת[4] ירא שבת[5] (страх стыда, трепет шабата) («когда отдыхают от всех действий и помыслов и полностью самоустраняются из-за этого трепета») – мудрец приходит к страху Величия на основе раздумий о Творении, «что все творения как ничто, и все были созданы Речением». И это «В начале сотворил» цель творения – понять начало, силу, от которой произошло все Творение, и прийти от этого к трепету и (иръа) и самоотверженности (битулю).

И вот, תורה = יראת («начало мудрости –страх перед Б-гом»[6]), посредством Торы приходят к страху стыда (ירא בשת, буквы בראשית, «начало мудрости»), что это «чтобы был страх Его перед лицами вашими» – то есть, стыд на лице[7]. Высший трепет – от осознания, что «все перед Ним как бы не существует», «в י־ה Ãвайе твердыня мира»[8] – «двумя буквами сотворил Святой Благословенный свой мир»[9]. Здесь есть два трепета: трепет в конце Торы, «Великий страх», и трепет в начале перед силой «Берешит», все יראה = ריו, и выходит, что здесь есть пара нижнего ירו и верхнего ירו, как объясняется у Аризаля. ירו ירו = תבל = עדן נהר גן = ג פעמים קדם (это равняется «космос», а также «рай река сад» и 3 раза «древность»).

И еще: המורא הגדול = ש («великий страх» = шин), а вот в слове Берешит есть шин в середине и вокруг него буквы יראת, «страх» (=תורה , Тора), то есть,ראשית = יראת המורא הגדול (начало = страх великого страха), а בראשית = ביראת המורא הגדול (в начале = в страхе великого страха). המורא הגדול = פחד יצחק (великий страх = страх Ицхака, мера трепета-гвура Ицхака, «Тора дана из уст гвуры«) = אלהים с наполнением букв הי: אלף למד הי יוד מם = רוח אלהים (как сказано после «Берешит«: «И дух Б-га витал под поверхностью воды», это дух царя Машиаха»[10]).

Радостная Тора

Сфат Эмет далее объясняет близость конца Торы к ее началу[11]: мир был создан Торой, и все исправления, сделанные в мире, сделаны Торой, «И я была у Него питомицею, и я была радостью каждый день»[12] — «воспитание, אמון» — то есть, что по Торе создан мир, как сказано в начале Мидраша Раба: «Тора говорит: я была сосудом искусства Святого Благословенного», и «развлечения» — это исправления, которые делают сыны Израиля и праведники каждый день («день за днем») посредством Торы. «Тора советовала сотворить мир» (язык Сфат Эмет), то есть цадики, «Над тем воцаримся? Над душами праведников будем царствовать»[13] весь Израиль («а народ твой все праведники»), который един с буквами Торы: “יש ששים ריבוא אותיות לתורה» – инициалы [14]ישראל и теперь Тора рада, что ее совет соблюдается, и это «Симхат Тора»! Совет сотворить мир принадлежит нецаху и hоду (вечности и величию), «почки советники»[15], и появляется в сфире йесод, называемом знаком («знак Святого завета»), то есть общность букв, которыми был создан мир, быть знаком и чудом для многих.

В Мидраше (там) есть четыре других толкования слов «И я была у Него питомицею» — «педагогическое воспитание [обучение], скрытое воспитание, сокровенное воспитание, великое воспитание». И толкует Сфат Эмет, что это четыре степени: от малой до большой: педагогическое воспитание– то есть заповеди Торы, исправление органов человека, когда он одет в тело, и это аспект малости (как сказано в Мидраше, эта степень означает: «как носит воспитатель младенца»); скрытое воспитание — когда мы изучаем Тору до изнеможения: «если устал и нашел – поверь [раскрыть скрытое]»; сокровенное воспитание – то есть скрытые вещи, которые раскрываются только в особые времена для избранных людей; великое воспитание – то, что не возможно вообще постичь в этом мире, но только в мире грядущем (здесь цитата заканчивается).

Согласно тайному учению: педагогическое воспитание в Моха-стима (сила Маскиль, учитель); скрытое – в Гульгольта; сокровенное – в Радл»а, называемая «Цниюта«, великое (рабати) – то есть «Тайник мощи Сущности», который в Радл»а, и этого достаточно для понимающего. И вот «великое воспитание» намекает по-простому на большую букву бейт в Берешит — буква «бейт, ב» — это дом (на иврите), а «великий Дом» (בית רבתי) — это Храм (в Иерусалиме «великий город, столица»[16]), который скоро будет построен в наши дни, и о нем сказано: «ибо Дом мой домом молитвы назовется для всех народов»[17] — сегодня мы не представляем себе степень «рабати, величие», каким образом Храм будет существовать как Дом молитвы для всех народов единый в его осуществлении. «Ибо тогда изменю Я язык народов (и сделаю его чистым), чтобы все призывали имя Б-га, чтобы служили Ему единодушно»[18].

[1] 5653 год.

[2] Шмот 20, 17.

[3] Коэлет 3, 14; и см. Шабат 31, 2.

[4] Тикуней Зоар 28.

[5] Акдама летикуней Зоар 5, 2.

[6] Теилим 111, 10.

[7] Явамот 79, 1.

[8] Йешаяу 24, 4.

[9] Берешит раба 12, 10.

[10] Там же 8, 1.

[11] 5653 год.

[12] Мишлей 8, 30. אמון (воспитание) = 97, שעשעים (удовольствие) = 790, цифры-антонимы. אמון שעשעים — инициалы אש, «справа от Него пламя закона для них» (Дварим 33, 2), «Ведь слово Мое подобно огню» (Ирмияу 23, 29). В אמון שעשעים есть 10 букв, треугольник 4, в углах которого буквы слова אמן – сочетание הוי׳ א־דני.

[13] Берешит раба 8, 7.

[14] Мегале Амукот, Офен Капо.

[15] Брахот 31, 1. Тания, Игерет кодеш 15.

[16] Эйха 1, 1.

[17] Йешаяу 56, 7.

[18] Цефания 3, 9.

 Понравилось? Для дополнительной информации по видеоурокам и книгам Галь Эйнай на русском языке и иврите: http://rabbiginsburgh.ru/
Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.