«Тот, кто повелел маслу гореть…»

Ор Исраэль 2, 74

Хасидская история

Ребе Раяц пересказал нам услышанное им от своего отца, Ребе Рашаба:

Однажды в 5579-м году (по григорианскому летоисчислению это было в 1849-м году) рассказал Ребе Цемах Цедек своим хасидам на итваадуте[1], что у Бааль-Шем-Това горели даже свечи из льда, а сегодня даже самые знающие и образованные хасиды холодны как лед.

Далее он рассказал, что Бааль-Шем-Тов очень любил свет (אור), который по гиматрии «тайна» (רז)[2], а знающий внутреннюю тайну всего может распространять свет.

Как-то раз у учеников рабби Исраэля была лишь одна свеча, а рабби Исраэль должен был вот-вот прийти, и они очень сожалели о недостатке свеч, потому что помнили, что он любит свет, и не знали, что делать.

Войдя, Бааль-Шем-Тов заметил: «У евреев должен быть свет, мое служение – светить сынам Израиля!» Ответили ученики, что им удалось раздобыть только одну свечу. Тогда он велел им снять с крыши ледяные сосульки и зажечь их. Ученики сделали это, и ледяные свечи загорелись.

После этого рабби Цемах Цедек воодушевленно запел нигун и сказал: у учеников рабби Исраэля горели и светили свечи из льда, а у нынешних хасидов – тьма и холод.

Эту историю внук Цемах Цедека Рашаб закончил словами: мой дед открыл: «огонь (души) должен постоянно гореть»[3] – чтобы пути хасидизма освещали дома хасидов. Чтобы, где бы они ни были, на всех просторах мира и во всех концах Земли, им удавалось распространять свет Торы.

Сефер а-сихот, стр. 174

Свет Торы

Тора освещает наш мир. В начале пути кажется, что она как бы освещает его извне, сверху. Но, чем больше человек удостаивается узнавать ее тайны, тем яснее он понимает, что свет Торы на самом деле находится в самом мире. Поэтому умеющий разгадывать тайну льда может превратить его в горящую свечу.

Похожая история уже произошла с рабби Ханиной бен Досой, который сказал своей дочери: «Тот, кто велел маслу гореть, Он скажет и уксусу гореть»[4] (и у нее загорелся уксус, по ошибке налитый вместо масла в качестве субботних свеч.) И все же здесь эта идея выражена еще более остро, поскольку холодный по своей природе лед превратился в согревающий огонь.

Для того, чтобы распространять свет, человек проходит процесс, напоминающий фотосинтез у растений: вначале он получает свет сверху, свет Торы. Этот свет принимает душа человека, и он удостаивает его раскрытием тайн. После этого, благодаря той тайне, которой он удостоился, человек может распространять свет на тех, среди кого находится.

Этот процесс описывается в двух частях стиха из Теилим, которые, на первый взгляд, кажутся противоречащими друг другу: «Только к Закону Б-га влечение его» и «и об учении своем он думает днем и ночью»[5].  Что же он изучает: Закон Б-га (то есть Тору) или свое собственное учение? Ответ уже понятен, как сказано в Талмуде[6]: «Сначала Тора называется именем Всевышнего («Закон Б-га»), а в конце – его собственным именем» (если человек усердно занимается Торой, открывая в ней новое, она становится его учением). Вначале свет освещает человека, пребывающего в темноте, а затем, наполняясь этим светом, он уже сам может освещать окружающую его тьму.

Свет и тепло

Ребе Цемах Цедек сетует на то, что у сегодняшних хасидов – тьма и холод. Чувствуется отсутствие Бааль-Шем-Това и его свечей, ведь свеча и светит, и греет. Этот свет, что находится в мозгу, – знание о Б-ге, светлое и чистое. Те тайны Торы, которые освещают мозг, согревают сердце святыми чувствами любви и трепета перед Святым Благословенным.

В нашей истории рассказывается, что Бааль-Шем-Тов любил свет, а в другом месте говорится, что он всегда благословлял детей, чтобы они стали теплыми евреями[7]. Итваадут, в рамках которого Цемах Цедек рассказал эту историю, – это событие, главная задача которого – пробудить тепло в сердцах тех, кто в нем участвует.

Слова Рашаба предназначены для того, чтобы смягчить упреки Цемах Цедека. И вообще, цадик жалуется и критикует только с намерением исправить. Ребе Рашаб объясняет, что острое ощущение отсутствия, которое чувствовал Цемах Цедек, подтолкнуло его к тому, чтобы с еще большим усердием зажигать огонь в душах и усиливать свет в хасидских домах.

Можно проанализировать нынешнюю ситуацию и прийти к заключению, что и вправду хасидов коснулся «спуск поколений», и их свет постепенно ослабевает[8]. Ведь хасидизм по своей природе – это открытие сокровенных тайн, и изучающие его должны быть свечами, дающими свет в каждом поколении, – точно так же, как в поколении Бааль-Шем-Това! Почему же этого не происходит?

Но можно взглянуть на ситуацию еще глубже и понять, что, хотя «спуск поколений» – это неизбежный приговор, обусловленный природой этого мира, добро никогда не пропадает – оно находит для себя другие пути выражения.

Во времена Бааль-Шем-Това каждый из его учеников был выдающейся личностью. Даже если не каждый мог зажечь лед, все могли заметно освещать и согревать тех, кто их окружал.

В последующих поколениях это свойство светить перешло от избранных людей ко всем и каждому. В этом и заключается значение света, освещающего хасидские дома, – тот самый свет, которого в прошлом удостаивались в своем служении единицы, стал достоянием всех и каждого. Хасидские дома распространяют свет любви и трепета естественно и просто, и в этом – огромное преимущество по сравнению с предыдущими поколениями.

Еще одно пожелание дал Ребе Цемах Цедек своим хасидам: чтобы в любом месте, где бы они ни находились, им сопутствовала удача при распространении света Торы. Когда свет ослабевает, выход в том, чтобы светить для ближнего. «От учеников больше, чем от всех других»[9] – отраженный свет, исходящий от принявшего, освещает самого влияющего, и затем все начинается сначала. Языки пламени соединяются вместе, тем самым оплодотворяя и усиливая друг друга во много раз.

В нашем поколении мы можем видеть особенно ясно, что жар, который в прошлом вкладывали в служение и молитву, сегодня служит мощным двигателем для исполнения задачи распространения света Торы на всех просторах мира и буквально во всех концах Земли.

Ор Исраэль 2, 74

[1] Праздничной встрече хасидов.

[2] См. Зоар, часть 3, 28б.

[3] По Ваикра, 6, 6.

[4] Таанит, 25а.

[5] Теилим, 1, 2.

[6] Авода Зара, 19а.

[7] См. в нашей книге Сод а-Шем лиреав, врата «Шемеш Ãвайе»:

У солнца есть четыре качества: свет, тепло, исцеление и рост (что соответствует четырем буквам собственного Имени Ãвайе). У Бааль-Шем-Това свет и тепло пребывают вместе, в аспекте «двух ближних, которые не расстаются» (см. подробное объяснение в нашей книге «Лехийот им а-зман», в толковании Ребе на Хануку). Однако на самом деле в нем раскрылись все четыре качества, ведь он был «бааль-шемом» (исцелителем), который занимался исцелением тела и души. Таким образом, он был «сеющим справедливость, заставляющим произрастать спасение» (как говорится в ежедневной молитве) для всех вместе и для каждого в отдельности, проблеск того, что сказано: «Вот человек, Цемах – имя его, и из места своего произрастет он» (Зхарья, 6, 12).

[8] Ведь с течением времени каждое новое поколение оказывается еще дальше от момента дарования Торы на горе Синай (прим. переводчика)

[9] Таанит, 7а.

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.