«А я червь»

Подраздел для юношества

Еженедельник Галь Эйнай, Нифлаот, Шмот 81

«Шнеур, я видел, что ты много учился в субботу. Может ты нам что-нибудь расскажешь?

«Оставь Рази … мне не подходит»

«Какая смиренность! Ты что, червяк? »

«Тебе не нравится?»

***

В пятницу, 24-го Тевета, была годовщина — Йорцайт Алтер Ребе, первого рабби Хабада.

Расскажем историю из его юности, с того периода времени, как он впервые появился у своего рабби, знаменитого раввина Магида из Межрич. Уже тогда он был великим гением, который выучил много разделов Торы (Шас, Поском и др.), но, когда он стал учиться у Магида, он открыл для себя совсем новый мир – учение хасидизма. Вместе со своим другом, рабби Авраамом по прозвищу «Ангел», сыном рабби Магида из Межрич, он глубоко изучал новые и замечательные концепции.

Алтер Ребе учился настолько много и усердно, что заболел и слег. Когда пришло время урока, его праведные друзья увидели, что Зальманью, самый молодой ученик и гений – не пришел. Его хороший друг раввин Менахем Мендель из Витебска, который был самым старшим учеником раввина Магида (он даже успел поучиться у Бааль-Шем-Това) пошел посмотреть, что случилось. Когда рабби Менахем Мендель увидел, что Алтер Ребе очень болен, он сильно испугался и вызвал врача рабби Авраама.

Рабби Авраам осмотрел Алтер Ребе и обнаружил, что он серьезно болен и его болезнь опасна для жизни. Несколько дней подряд врач рабби Авраам сидел в своей комнате, не ел и не спал, и с искренней преданностью погружался в книги по медицине, и искал лекарство от болезни Алтер Ребе.

Он много думал, пока, наконец, ему удалось изобрести новое лекарство, очень сильную мазь, которую можно было использовать для лечения, но при попадании в нос, она съедает его полностью.

Рабби Менахем Мендель из Витебска не согласился: «Нос Зальманью очень дорог для Небес, и его нельзя терять», — сказал он. После еще одного этапа долгих размышлений, врач рабби Авраам нашел решение, получившее согласие раввина Менахема Менделя, – мазь, которая вылечит Алтер Ребе, и он при этом не потеряет полностью свой нос, а только перегородку между ноздрями. На того рода травму постфактум согласны на небесах, главное, чтобы Алтер Ребе был здоров. И в самом деле, как говорят хасиды, если внимательно смотреть на изображение Алтер Ребе, можно увидеть, что есть вмятина на носу — знак, оставшийся после этого лечения.

Когда рабби Авраам начал намазывать мазь на голову Алтер Ребе, тут произошло нечто удивительное: множество червей начали выходить через нос Алтер Ребе. Многие черви, находившиеся внутри головы, вызвали тяжелую болезнь, которая почти затронула кору головного мозга, что представляет собой очень опасную вещь. Слава Б-гу, Алтер Ребе был спасен в последний момент и полностью исцелен.

Позитивные и негативные черви

Ребе говорит, что «дело — это главное», из всего, что мы слышим, нам нужно думать, какой урок мы можем извлечь. Как связана история Алтер Ребе и червей с нами? Чему мы можем научиться из нее?

В каждом творении есть благо, благо, которое мы извлекаем из червей, — это смирение и скромность. Каждый человек должен думать о себе, что он маленький и смиренный, как крошечный червяк. Мы знаем о великих людях нации, которые вели себя смиренно, как царь Давид, сказавший: «А я червяк, а не человек», или стих, написанный об праотце Яакове: «Не бойся, червячок Яаков». Смирение является качеством царя Машиаха, и нам всем нужно его придержаться.

С другой стороны, написано, что червь имеет особую природу: он много ест и ничего не выделяет. Все остается внутри его тела. В нашем рассказе эта функция представляет собой плохую вещь: Алтер Ребе узнал множество чудесных новых вещей в этот период от Магида, но он еще не поделился ими почти ни с кем, не писал книги и не давал уроки. Подобно всей еде, которая хранится в теле червя, вся учеба собралась в голове Алтер Ребе и вызвала эту болезнь. Поймите, что есть сторона, которая должна быть похожа на червя — смирение и скромность, а есть сторона, которая не должна быть похожа на червя — сохранение Б-жественного изобилия для себя, не оказывая влияния на других.

Из-за нашей природной склонности мы можем отказываться учить, стыдясь оказывать влияние — именно из-за нашего смирения, и нужно этого остерегаться. Мы должны помнить, что передача Торы и Б-жественности — это не гордость, не я влияю, а Б-г, который передает через меня свет Торы и хасидизма.

Действительно, нововведение Алтер Ребе, о котором мы знаем, заключается в том, что следует обучать всей Торе весь народ Израиля. А также тайны, которые были скрыты много лет, Каббала и внутренняя часть Торы. Каждый должен делать все возможное для распространения Торы, мицвот и хасидизма.

Еще одна приятная связь с историей: значение слова «нос, אַף» — гнев, буквально «гнев носа». И есть противоположное понятие: “הַאֲרָכַת אַף“ (буквально «удлиненный нос» —  терпеливость), что означает терпение и отказ от гнева. Чтобы в учении и передаче Торы другим людям вам сопутствовала удача, нужно много терпения.

Да удостоимся мы быть распространяющими Тору червями!

Рази

Вам также могут понравиться

Добавить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.